Институтам грозит исчезновение, ректорам — возрастной ценз, студентам академической свободы не видать

Виктор Листопадов, "Завтра твоей страны"

Присоединят ли частные вузы к государственным, кому выгодно затягивать сроки обучения и кто подтолкнет чиновников к реформам — об этом профессор Владимир Дунаев.


Частное образование может оказаться в загоне

Стали известны изменения, которые планируется внести в Кодекс об образовании.

Если документ будет принят в предлагаемой чиновниками редакции, у Беларуси практически нет шансов в 2015 году присоединиться к Болонскому процессу, считает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

Неприятные сюрпризы приготовили авторы проекта руководителям частных институтов, высших колледжей, а также всем белорусским студентам.
Например, в новой редакции Кодекса предусмотрены только два типа у чреждений высшего образования: университеты и академии. Что будет с частными институтами и высшими колледжами, неизвестно. Их руководители сейчас с тревогой ожидают своей участи. Но обсуждать эту тему публично не хотят: надеются, что власти не станут закрывать учебные заведения.

Владимир Дунаев предполагает, что частные институты присоединят к университетам, лишив их статуса юридического лица. Эксперт также не исключает, что в Беларуси создадут один частный университет, в который войдут другие учреждения образования.

По его мнению, частные вузы могут попасть в опалу из-за обострившейся конкуренции за студентов с государственными университетами и академиями.

– В последнее время предпринимались наглые попытки дискриминации частных вузов. Также ограничивался набор в частные вузы, например, было несколько кампаний по уменьшению набора заочников, которые для многих частных вузов являлись основным контингентом. Последние два года частные вузы переживали глубочайший кризис, так как не могли набрать необходимое количество студентов, — отмечает эксперт.

Он считает, что интегрированный университет, который может возникнуть вместо частных вузов, будет еще более подконтролен государству, чем нынешние институты.

— Даже если какое-то пространство для существования останется, численность частных вузов уменьшится, и в целом мы будем наблюдать стагнацию сектора, — резюмирует эксперт.


Шаг вперед и два назад

Общественный Болонский комитет подготовил свою редакцию Кодекса об образовании. В ней прописаны механизмы реализации академических свобод, университетской автономии и участии студентов в управлении университетами. В частности, предлагалось ввести в белорусских вузах систему выборов ректора вместо существующей практики назначения. Однако эту инициативу авторы законопроекта не поддержали.

В проекте новой редакции Кодекса предлагается лишь ввести ограничение по возрасту для претендентов на должность ректора: "возраст лиц, осуществляющих руководство образовательной деятельностью учреждений образования (его структурных подразделений), не должен превышать 65 лет".

Единственное, что нашло отражение в документе из современных тенденций, — введение понятия "дистанционное образование". Появился еще термин "инклюзивное образование". Никаких качественных изменений, которые можно было бы назвать прогрессивными для образования, в новой редакции документа Владимир Дунаев не видит. Более того, есть очевидные шаги назад.

Например, в новой редакции Кодекса предусматривается присвоение степени бакалавра на I ступени и магистра на II ступени. Срок получения высшего образования по программе бакалавриата в дневной форме получения образования составляет четыре, четыре с половиной года или пять лет.

— Пятилетний бакалавриат — это нечто самобытное. Причем, аргументы найти нетрудно: в Беларуси 11-летнее школьное образование в отличие от большинства стран Европы, где учатся 12 лет. Между тем удлиненные циклы получения высшего образования не что иное, как подачка ректорам вузов, которые в результате получат больше бюджетных денег, — полагает эксперт.


Чиновники застыли в советском прошлом

Таким образом, проект новой редакции Кодекса об образовании, по мнению независимого эксперта, не будет способствовать реформированию системы высшего образования. Хотя необходимость изменений очевидна. Однако Министерство образования не торопится реформами.
Например, в Кодекс не вошло положение, касающееся национальной рамки квалификаций. На этот счет существует постановление Совета Министров.

— Это напрямую касается и системы высшего образования, которая до сих пор пользуется советской терминологией, — напоминает эксперт.

Как отмечает профессор, в проекте новой редакции Кодекса заложены противоречия с современными трендами в образовании.

— Документ необходимо переделывать. Иначе Беларусь свернет на путь, ведущий в никуда, — прогнозирует эксперт.

По мнению профессора, еще есть возможность заставить чиновников направить образовательную политику в русло требований современности.

— Теперь свое слово должны сказать потребители образовательных услуг. Пока они будут молчать, ничего не будет меняться, — подчеркивает Владимир Дунаев.

Новости по теме

Новости других СМИ