Скоро учителей в Беларуси будут искать днем с огнем

Виктор Листопадов, "Завтра твоей страны"

За июнь число принятых на работу в образовании меньше уволенных почти в два раза –– 5 266 против 9 433. Означает ли это массовый исход специалистов из системы образования?

Количество учителей в белорусских школах уменьшается, а на рынке труда профессия остается все более востребованной. На октябрь 2013 года в школах Беларуси работало более 104 тысяч педагогических работников, из них учителей-предметников — более 90 тысяч. Годом ранее было немного больше –– 107 тыс. педагогических работников, в том числе 94 295 учителей-предметников.

Уменьшение количества учителей связано с тем, что в стране закрываются малокомплектные школы и классы, где мало учеников. Считается, и на это указывал Всемирный банк в исследовании о государственных расходов Беларуси, что небольшое количество учеников в классе означает более высокие расходы в расчете на учащегося. Это не позволяет увеличивать зарплату в сфере образования.

Однако система дает сбой –– сайты, на которых предлагается работа, пестрят объявлениями о найме учителей. Особенно не хватает учителей младших классов. Да и предметников.

Если тенденция уменьшения количества учителей будет укрепляться, детей попросту будет некому учить. Возникает вопрос, где выпускники педагогических вузов?

В школе, считают в Минобразования. В начале учебного года министр образования Сергей Маскевич сообщил, что 7-8% молодых учителей меняют место работы после истечения двухлетнего срока обязательной отработки по распределению. По его словам, в прошлом году 1 сентября приступили к работе 6283 молодых специалиста, из них 4362 получили направление от вузов, 1719 — от средних специальных учебных заведений. Еще 212 направлений было выдано выпускникам вузов, обучавшимся на платной основе.

Значит, из школы уходят учителя со стажем? Увольняются, но не в таком количестве, как показывают данные Национального статистического комитета за июнь. Летом многие учителя перезаключают контракты, совместители увольняются, а в конце августа их снова принимают на работу, отмечает преподаватель математики и физики Евгений Ливянт.

–– На основании представленных данных говорить о том, что в следующем учебном году в системе образования число работников уменьшится на несколько тысяч, нельзя, –– считает эксперт. — Было бы интересно сравнить количество работающих учителей на 15 сентября этого года с количеством работающих педагогов на 15 сентября предыдущих лет. Такое сравнение будет корректным и интересным.

Хотя, по мнению Евгения Ливянта, наличие тенденции ухода учителей из школы не вызывает сомнений.

Проблема восходит корнями еще в школу, где дают некачественное обучение. Далее на бюджетное обучение (это значит, что по окончании вуза выпускники распределятся в школу) набирают абитуриентов с нижайшими баллами. В этом году на специальность "Математика. Физика" можно было поступить с 5 баллами по профилирующим предметам. Таким образом, круг замыкается и выглядит так: плохие учителя –– плохие ученики –– слабые студенты –– плохие учителя.

В результате престиж профессии падает, люди уходят из системы. А те, кто работает в школах, недовольны как низким уровнем зарплат, так и рядом несвойственных функций, которые возлагают на учителей.

–– Бумажная работа, различные отчеты –– вот жизнь учителя. Плохая организация труда в школе порождает бюрократическую нагрузку, неуважение к его труду. Если не принимать действенных мер, со временем учителей действительно будет не хватать, –– сказал Евгений Ливянт.

Новости по теме

Новости других СМИ