Белорусские финансовые разведчики не ходят в казино

"Интерфакс-Запад"

О том, как Беларусь борется с "отмыванием грязных денег", не пускает в страну террористические активы, стремится выполнять требования FATF и о том, что белорусские финансовые разведчики не ходят в казино, рассказал агентству "Интерфакс-Запад" Валерий Ярошевский, директор департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Беларуси.

- Валерий Павлович, у обычного человека разведчики ассоциируются с резидентами за границей, подслушивающей аппаратурой и всей атрибутикой фильмов о разведчиках. Финансовые разведчики тоже носят темные очки и меняют внешность?

- Нет, это абсолютное заблуждение. Финансовая разведка не имеет ничего общего с героями киноэкранов. Мы работаем в кабинетах, за компьютером и с бумагами. Работа финансового разведчика - это анализ, мониторинг информации, которая поступает к нам. Поэтому мы и называемся департамент финансового мониторинга.

- У вас, значит, есть агентурная сеть?

- Нет, никакой агентурной сети нет. Мы используем методы работы, которые приняты во всем мире. Нам предоставляют информацию структуры первичного мониторинга - из банков, налоговых инспекций, казино, других структур. Они, в соответствии с законодательством и требованиями FATF, пишут о том, что обнаружили информацию, которая вызвала подозрение. По их сигналу мы начинаем собирать информацию, анализировать, выясняем, действительно ли человек легализует "грязные деньги". Наша цель определить, есть ли факт "отмывания" денег. После этого мы отдаем свои материалы в правоохранительные органы - в Департамент финансовых расследований, МВД, Генпрокуратуру, КГБ, Государственный пограничный комитет, государственный таможенный комитет для дачи правовой оценки. Они принимают решение возбуждать или не возбуждать уголовное дело.

- А разве вы сами не проводите проверок? Разве сотрудники структур финансового мониторинга под видом обычных людей не ходят, например, в казино, чтобы обнаружить людей, которые отмывают "грязные" деньги?

- Сотрудники структуры финансового мониторинга вообще не проводят проверок, а тем более в казино. Точно так же, как из банков, из казино, других организаций республики к нам поступает информация о сомнительных деньгах. Казино, как и ряд других организаций, обязаны информировать нас о том, что вызвало сомнения в легальности денег того или иного клиента. А мы уже будем анализировать - какие деньги принес человек в казино - заработанные честным трудом или он использует игорное заведение как "прачечную".

- И часто казино вам предоставляют такую информацию?

- Мы хоть и не используем внешние атрибуты разведчиков, но информация у нас, в общем-то, закрытая. Казино, нотариальные конторы, ломбарды обязаны информировать нас о таких случаях. Как пример приведу такой случай - одно из минских казино сообщило о человеке, который регулярно выигрывал по 100 тысяч долларов. Мы проверили, но не установили, что человек использует деньги, полученные, незаконным путем.

- Валерий Павлович, несмотря на усилия правоохранительных органов, деньги, полученные незаконным путем, в страну все-таки проникают.

- Международные эксперты дают оценку, что в мировой экономике примерно 1,5 - 2% от ВВП составляют "грязные" деньги. Считаю, что в Беларуси эта цифра меньше.

- Эксперты ЕАГ целый год оценивали национальную систему противодействия отмыванию грязных денег в Беларуси. Какие у них претензии и рекомендации?

- Согласно отчету, составленному экспертами Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Беларусь выполняет большинство рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Так, в отчете по Беларуси, согласно экспертной оценке, 49 рекомендаций FATF оценены следующим образом: "соблюдается" - 5, "значительно соблюдается" - 13, "частично соблюдается" - 25, "не соблюдается" - 4, "неприменимо" - 2. При этом оценка "не соблюдается" касается в основном тех рекомендаций, которые регулируют деятельность нефинансовых организаций и профессий - казино, нотариусов, риелторов, торговцев драгоценными металлами и драгоценными камнями. Я не буду конкретизировать эти показатели по другим странам. Но отмечу, что, как только был получен отчет экспертов ЕАГ, мы их сравнили. И поверьте, Беларусь на фоне других стран выглядит очень и очень достойно.

- В Беларуси в последние месяцы приняты изменения в законодательство, направленные на либерализацию экономики. Как оценили эти шаги эксперты ЕАГ?

- Экспертами в целом положительно оценены меры по либерализации экономики, которые предпринимает Беларусь в условиях мирового финансового кризиса. Оценив ситуацию в стране и те шаги, которые делает Беларусь в плане либерализации законодательства, эксперты отметили, что это не приведет к притоку в республику "грязных" денег. Они пришли к выводу, что изменение законодательства не повредит стране, и не ослабит существующую систему противодействия по отмыванию денег. Кроме этого, эксперты ЕАГ, уже практически закончив изучение ситуации в Беларуси, проанализировали вышедший в ноябре 2008 указ главы государства номер 601, которым отменено обязательное представление сообщений в ДФМ о финансовых операциях, сумма которых превышает установленный порог. И они отметили, что указ президента не противоречит требованиям FATF.

- Когда следующий раз в Беларусь приедут эксперты ЕАГ? И есть ли повод волноваться?

- Планируется, что новый экспертный цикл ЕАГ пройдет в Беларуси через 3 - 4 года. Мы рассчитываем, что к следующему приезду экспертов ЕАГ ситуация в Беларуси не ухудшится. Более того, мы постараемся устранить недостатки, которые стали поводом для замечаний экспертов. Что касается волнений по поводу визита экспертов ЕАГ. То так вопрос ставить не стоит. Беларусь всегда была и остается добросовестным исполнителем требований данной организации. Следует отметить, что нормативно-законодательная база для целей противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в Беларуси начала формироваться в 2000 году, когда был принят закон "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем". Весной 2006 года вступила в силу новая редакция закона "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности".

- Валерий Павлович, были ли случаи, когда в Беларусь проникали деньги людей, которые причастны либо подозреваются в терроризме?

- Нет, за весь период мониторинга, а это почти 6 лет, не было выявлено ни одного факта проникновения в республику денег, принадлежащих лицам, финансирующих терроризм и экстремизм.

- А как вы это выясняете?

- Существует список лиц, которые подозреваются в причастности к террористической деятельности. Этот список составлен FATF. Он постоянно меняется - пополняется новыми именами. В соответствии с международными обязательствами и отечественным законодательством, идет постоянный мониторинг на предмет того, проникли ли в страну деньги лиц, связанных с террористическими организациями.

Сообщать о своих сомнениях по поводу того или иного гражданина должны лица, осуществляющие финансовые операции, в том числе банки. За последние годы было несколько случаев, когда у банков вызывали сомнения некоторые фамилии. Как правило, это имена и фамилии, состоящие из нескольких слов - от 2 до 5. Бывают случаи, когда первая часть слова совпадала с фамилией террориста, и нам приходится связываться со своими коллегами в других странах, выяснять личность человека.

Был случай, когда один из белорусских банков информировал департамент о факте покупки иностранным предприятием, интересы которого представлял человек с фамилией, внесенной в список FATF, продукции на 2 млн. долларов. После проверки выяснено, что это иностранное предприятие успешно сотрудничает в течение 10 лет с одним из крупнейших белорусских, а её представитель имеет фамилию, совпадающую с фамилией лица, находящегося в списке. Подобные примеры говорят о том, что белорусские банки стремятся выполнять требования FATF.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров