Вакансии: где искать работу в кризис?

Наталья Колесниченко, Заўтра тваёй краіны

Сокращение свободных вакансий и рост людей, которые ищут работу, заметно повысили конкуренцию — из соискательского рынок труда в Беларуси превратился в работодательский.

– Компаниям есть из кого выбирать новых сотрудников. В этом году количество вакансий снизилось почти на 15%. Количество резюме увеличилось почти на 21%, – говорит директор РАБОТА.TUT.BY Светлана Шапорова.

Больше всего вакансий ориентировано на студентов и молодежь с отсутствием опыта. Здесь же и самая высокая конкуренция: на одну вакансию приходится 62 резюме. Также высокая конкуренция наблюдается в сфере высшего менеджмента – 25 резюме на одну вакансию.

На сайте РАБОТА.TUT.BY более чем на 1 миллион резюме сейчас приходится меньше 11 тысяч вакансий. Традиционно, по словам директора сайта, на рынке труда наиболее востребованные специалисты – менеджеры по продажам, которые напрямую влияют на прибыль компаний. На втором месте спрос на специалистов IT-сферы, на третьем – маркетинга. В прошлом году на третьем месте был рабочий персонал.

Светлана Шапорова говорит, что спрос и предложение на рынке труда начинают выравниваться. С конца прошлого года на фоне роста резюме спрос на рынке труда заметно падал: минус 31% в начале года и минус 26% в первом квартале по сравнению с тем же периодом 2014 года. Но с апреля эта тенденция стала менее стремительной: каждый новый квартал по сравнению с предыдущим наблюдается небольшой рост вакансий. Во втором квартале количество вакансий увеличилось почти на 14%, в третьем – еще на 14,7%.


Кто лучше: профессионал или инициатор идей

При подборе сотрудников становятся более важными личностные качества.

– Компании смотрят уже не столько на профессиональный опыт, сколько на мотивацию сотрудников, горят ли у них глаза, ориентированы ли они на результат, – рассказывает Светлана Шапорова

Нередко кадровые работники отдают приоритет в пользу мотивированного кандидата, а не профессионала, который подает себя в форме, выражающей меньшую заинтересованность.

Но профессиональные специалисты также в последний год снижают планку по зарплатам, готовы расширять свои обязанности, работать над дополнительными проектами. Вот почему специалисты высокой квалификации, которые приносят в компании изменения, по мнению Светланы Шапоровой, долго не задерживаются без работы.

Например, в банковской сфере не чувствуется отток персонала. Когда с рынка ушел Дельта банк, сфера оперативно заполнила свои вакансии с помощью освободившихся профессионалов. Но и в этой достаточно стабильной сфере можно ожидать сокращений. Банки, расширяя круг и доступность электронных услуг, начнут сокращать персонал, работающий в контакте с физическими лицами, прогнозирует председатель жюри Премии HR-бренд 2015, председатель правления МТБанка Андрей Жишкевич.


Компании перестают игнорировать кандидатов в возрасте?

Консультант Премии HR-бренд, HeadHunter (Россия) Нина Осовицкая отмечает, что в России уже есть тенденция, когда наниматели обращают внимание на работников старше 45-50 лет, к которым раньше было неоднозначное отношение. Отказы по возрастному принципу становятся более редкими.

Многие компании готовы рассматривать в качестве кандидатов на работу людей старшего поколения. Связано это с тем, что на российском рынке труда молодежи по демографическим причинам не так много, к тому же, заметно упал уровень образования. Передовые компании разглядели возрастную аудиторию, представители которой готовы работать эффективно, не уйдут с рабочего места, если через пару лет не добьются карьерного роста, что часто случается с молодыми людьми.

– Первыми стали работать с возрастной категорией работников сферы, где наблюдается наибольший дефицит работников и куда сложнее привлечь молодых сотрудников. Плюсы сотрудников в возрасте: они готовы работать годами, не ожидая быстрого повышения по службе, могут заниматься монотонной работой, готовы переучиваться, – говорит Нина Осовицкая.

В Беларуси мы только начинаем разговор об этом, комментирует Светлана Шапорова. На эту категорию в первую очередь обращают внимание предприятия в сфере производства, где важен профессионализм таких сотрудников. Ведь если принимать в основном молодежь, то ей не у кого будет перенимать опыт. На возрастных работников обратили внимание и компании сферы розничной торговли.

Эксперты прогнозируют: эти тенденции затронут белорусов еще в большей степени, что может стать спасительной палочкой для соискателей старшего поколения в случае повышения пенсионного возраста.


Кадровые отделы вместо набора новых работников обучают старых

На Премии HR-бренд 2015 в Минске жюри отобрало наиболее успешные проекты по управлению персоналом. В этом году на конкурс поступила 21 заявка от компаний сферы производства, IT-технологий, банковского сектора, ритейла. Впервые в конкурсе участвовали небольшие компании. Новинкой стало и то, что организаторы премировали компании, направленные на обеспечение равных возможностей для сотрудников с инвалидностью.

По словам жюри, особенность проектов-конкурсантов этого года — ориентация на повышение бизнес-показателей через реализацию HR-проектов, больше направленных на работу внутри компании, чем на привлечение новых сотрудников.

– Проекты часто направлены на инициализацию идей от сотрудников по повышению эффективности компаний, оптимизации бизнес-процессов, улучшению качества и снижению расходов. Также ради улучшения бизнес-показателей компаний заметен более эффективный подход к оценке персонала и его обучение, – говорит директор РАБОТА.TUT.BY Светлана Шапорова.

Работа HR-менеджеров компаний сконцентрирована на перспективных работниках, их обучении, формировании кадровых резервов. В связи с кризисом как крупные, так и небольшие компании минимально привлекают новых работников. В прошлом году картина была иной, компании и их HR-проекты занимались привлечением молодежи и новых работников.

Новости по теме

Новости других СМИ