Для кого все это строят? Торговые центры Минска теряют продавцов и покупателей

Николай Градюшко, onliner.by

Торговые центры Минска столкнулись с дефицитом операторов — заполняемость объектов на момент открытия снизилась за два года с 70—80% до 30—40%.

Об этом рассказал руководитель проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Дмитрий Дробышев.

Кризис на рынке коммерческой недвижимости может продлиться еще год-полтора. Торговые центры продолжат открываться, однако обрастать магазинами они будут медленно. Работающие в стране ретейлеры ослабляют свою активность, опасаясь макроэкономической неопределенности и снижения покупательской способности. По этим же причинам переносят сроки выхода в Беларусь мировые бренды.

«Последние два года Минск переживает стремительный рост числа торговых и торгово-развлекательных центров, который продлится еще минимум год. Вот только пока они открываются, торговые сети, которые должны освоить вакантные площади, пересматривают свои планы, причем нередко в сторону оптимизации и сокращения числа магазинов», — отметил эксперт.

В то же время торговые центры стали доступнее для арендаторов — в среднем ставки снизились за год почти на 40%. Многие девелоперы пошли на уступки — от арендных каникул на несколько месяцев до участия в ремонте помещения. Аренда перестала быть для ретейлера сдерживающим фактором развития бизнеса. Торговых операторов сейчас больше волнует нехватка покупателей.

Привлечением потребителей занялись и управляющие торговыми центрами: стали проводить праздничные мероприятия, устраивать совместные акции. Благодаря торговым центрам «Трюм», «Титан» и «Галилео» в Минск пришел формат «черных пятниц». Кроме того, в комплексах появились детско-развлекательные центры, кинотеатры, контактные зоопарки и фудкорты. «Все это направлено на то, чтобы привлечь и задержать покупателя. В некоторых местах начинается „борьба за трафик“, когда расположенные друг напротив друга торговые центры пытаются перетянуть к себе посетителей», — пояснил Дмитрий Дробышев.

Наиболее уверенно себя чувствуют популярные торговые центры, открытые за последние три года. «Больше опасений вызывают новые объекты. Одни торговые центры перенесли официальный запуск на 2016 год, другие — открылись всего с несколькими магазинами. Все это не лучшим образом сказывается на их репутации — пустота и тишина отпугивают посетителей», — добавил эксперт.

Интерес для рынка представляют тематические объекты. «Мебельные и интерьерные центры, вроде „Трюма“ или „Глобуса“, быстро нашли как арендаторов, так и покупателей. В текущем году к ним добавился „Ленинград“, а в будущем откроется „Галерея интерьера“ в комплексе „Тивали“. Небольшие объекты с четкой специализацией сейчас востребованы, рынок будет развиваться в этом направлении», — отметил руководитель проектов.

В 2016 году Минск получит более 120 тыс. кв. м торговых площадей. «С одной стороны, это достаточно большой объем, который рынок не в состоянии освоить, с другой — минчане обеспечены современными торговыми площадями гораздо хуже, чем жители Парижа, Праги или Варшавы. Так что торговые центры рано или поздно найдут своих продавцов и покупателей, но их ожидание может оказаться весьма болезненным при наличии кредитной нагрузки», — считает представитель «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса».

Новости по теме

Новости других СМИ