Повышение пенсионного возраста - ответ на демографические и экономические вызовы

Елена Прус, БЕЛТА

Самый низкий пенсионный возраст в мире (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) был установлен в СССР в 1928 году.

Этот возрастной порог до сих пор сохранен в Беларуси, России и Узбекистане, несмотря на кардинальные изменения во всех сферах жизни. Справедливо ли, что полные сил и энергии 60-летние мужчины и 55-летние женщины считаются пожилыми людьми, поскольку им назначается пенсия по старости?.. Как известно, увеличение средней продолжительности жизни является одним из индикаторов развития государства. Рост этого важнейшего демографического показателя отмечается во многих странах, в том числе в Беларуси. Однако, позиционируя этот рост как значимое достижение, не все страны готовы к построению общества, открытого для всех возрастов. Как изменить отношение к старости как таковой и к пожилым людям в частности? Об этом - в беседе корреспондента БЕЛТА с заместителем представителя Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси Еленой Касько.

- Старение населения - общемировая тенденция. И Беларусь здесь не исключение. Какие опасности и преимущества в этом процессе для общества и государства?

- Старение - одна из доминирующих тенденций XXI века. Каждую секунду 2 человека в мире отмечают 60-летие, в нынешнем году свое 60-летие отметят почти 58 млн жителей планеты. Если сегодня каждому девятому человеку в мире исполнилось 60 лет и больше, то к 2050 году, согласно прогнозам, это будет уже каждый пятый.

Если пользоваться шкалой демографического старения ООН (когда отправной точкой является возраст 65 лет), то население страны считается старым, если удельный вес этой возрастной группы превышает 7%. В Беларуси доля людей в возрасте 65+ составила в 2014 году 13,9%, а к 2050 году показатель достигнет 28%.

Старение населения имеет последствия, затрагивающие буквально все стороны жизнедеятельности, - экономические, психологические, социальные и морально-этические. Сопутствующие этому проблемы рассматриваются и решаются по-разному. Одно несомненно - государства вынуждены все больше внимания уделять стареющему поколению, поскольку не считаться с этой реальностью невозможно.

С одной стороны, старение населения приводит к росту демографической и экономической нагрузки. Государству необходимо вливать дополнительные средства в систему пенсионного обеспечения. Чем старше население, тем больше у людей проблем со здоровьем, а значит, требуются дополнительные бюджетные ресурсы на здравоохранение и социальную помощь.

С другой стороны, материальные и культурные блага, которыми располагают и которые умножают своим трудом молодые поколения, являются в определенной мере результатом труда их предшественников, сегодняшних пенсионеров. Не стоит об этом забывать.

В международной практике есть такое понятие, как демографический дивиденд. Речь идет о потенциальном экономическом росте, возникающем, когда доля населения трудоспособного возраста (15-64 года) больше, чем нетрудоспособного (до 14 и после 65 лет). Но есть и такое понятие, как второй демографический дивиденд. Поясню, что имеется в виду. Население, сосредоточенное в старших трудоспособных возрастах, в условиях более позднего выхода на пенсию имеет больше возможностей накопления собственных активов - как следствие, инвестирование этих благ ведет к росту национальных доходов. Многие страны Европы задумываются над тем, как выстроить алгоритм действий, чтобы достичь второго демографического дивиденда в условиях старения населения и максимально его использовать.

Увеличение доли пожилых людей свидетельствует об успехах в области здравоохранения, образования и социальной стабильности. То, что люди живут дольше, - огромное достижение, это триумф развития.

Организация Объединенных Наций призывает к построению общества для людей всех возрастов и предлагает рассматривать старение населения как естественный и позитивный результат развития. Нужно верить, что пожилые люди могут способствовать благосостоянию общества. Например, организация безбарьерной среды для людей с инвалидностью и пожилых людей оборачивается благом для мам с детскими колясками и велосипедистов.

Не стоит также забывать о проблеме одиночества и отчужденности пожилых людей от представителей более молодых поколений. Нужно создавать условия, чтобы люди старшего возраста не теряли связи со своим сообществом.

- Ни одна социально-экономическая система не может "вытянуть" на своих плечах растущее быстрыми темпами число пенсионеров, даже в очень благополучных и богатых государствах. Каков мировой опыт по уменьшению демографической нагрузки на работающее население?

- Большинство стран Западной Европы схожи по демографической структуре с Беларусью - и у них, и у нас стареющее население. Конечно, в этих условиях приходится задумываться о реформах. Увы, не всегда популярных и зачастую болезненных.

В 2014 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выпустила отчет "Панорама пенсионного обеспечения в 34 странах ОЭСР", в котором проанализировано, как пенсионное обеспечение реагирует на вызовы последнего времени. Старение населения и влияние мирового кризиса создают серьезные проблемы для системы пенсионного обеспечения во всех странах, эти факторы сказываются как на госпенсиях, финансируемых распределительным способом, так и на накопительных пенсиях.

- Какой пенсионный вектор движения выбрали для себя государства, входящие в ОЭСР (а среди них Швеция, США)?

- Только несколько стран, особенно пострадавших от экономического кризиса, прибегли к номинальному уменьшению пенсионных выплат. Если есть хоть малейшая возможность, страны стараются избежать этого крайне непопулярного шага.

Начнем с того, что 2012-2014 годы стали периодом активной корректировки и трансформации пенсионных систем в ОЭСР. Некоторые страны пошли по пути уплаты большего размера взносов в течение более длительного периода. Фактически таким образом отдаляется момент выхода на пенсию по мере роста продолжительности жизни. Большинство стран провели реформы по улучшению финансовой стабильности своих пенсионных систем, сохраняя или улучшая адекватность пенсионного дохода для уязвимых групп населения. Многие - повысили налоги на пенсионный доход или взносы в государственные пенсионные программы с фиксированной выплатой, широко используя уменьшение или откладывание индексации пенсионных выплат в целях экономии расходов. Распространение получили меры по уменьшению административных расходов пенсионного обеспечения. Увеличился охват пенсионными выплатами - обязали платить отчисления те группы населения, которые ранее не участвовали в этом процессе (например, индивидуальных предпринимателей).

Дополнительный импульс получили частные пенсии - добровольные накопительные программы, решение об участии в которых человек принимает самостоятельно. Впрочем, частные пенсии, как правило, не являются основным источником пенсионного дохода (за исключением, пожалуй, очень обеспеченных людей, чьи высокие доходы позволяют им делать значительные отчисления "на старость"). На государственном уровне принимаются меры по укреплению надежности частных пенсионных сбережений, чтобы повысить доверие к ним со стороны населения, свести риски к минимуму.

И, наконец, многие страны запланировали поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

- А какие из этих путей можно рассматривать в качестве приемлемых для Беларуси? Целесообразно ли сохранение разноуровневого пенсионного порога?

- Единого рецепта, пригодного к использованию во всех странах, не существует. Все зависит от особенностей развития экономической и демографической ситуации, прогнозных оценок на будущее.

Кстати, одинаковый пенсионный возраст для мужчин и женщин установлен в Бельгии, на Кипре, в Дании, во Франции, в Германии и Латвии. Гендерная разница остается в Литве, Австрии, Чехии, Польше. Так что применяются разные подходы. Мое личное мнение: лучшая практика - равный пенсионный возраст для мужчин и женщин. А разница в средней продолжительности жизни должна решаться за счет большего внимания к здоровью мужчин на протяжении всей их жизни.

В Беларуси гендерный разрыв в продолжительности жизни внушительный - около 11 лет (ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 67,8 года для мужчин и 78,4 для женщин). Однако из этого нельзя делать скоропалительный вывод: мол, женщины дольше живут - значит, должны работать дольше. Подняв пенсионный возраст для женщин, мы не решим проблему с невысокой средней продолжительностью жизни мужчин. Нужна планомерная работа по минимизации негативных факторов, приводящих к сверхсмертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте (рискованное поведение, пьянство, табакокурение и проч.).

В Украине несколько лет назад ЮНФПА провел исследование по заказу правительства в отношении целесообразности повышения пенсионного возраста (тогда ситуация в соседней стране была схожа с нынешней в Беларуси). Эксперты сделали вывод, что 60 лет - адекватный пенсионный порог для мужчин и женщин, а дальнейшее его повышение (60+) должно быть завязано на показателях продолжительности жизни.

- Ситуация такова, что практически во всех странах пенсионный возраст выше, чем в Беларуси. И при этом идет дальнейшее его увеличение - разными темпами и в течение разных сроков (где-то реформа рассчитана на 5 лет, где-то - на 25 лет). Каково ваше отношение к повышению пенсионного возраста в Беларуси, насколько это целесообразно?

- В большинстве западных стран пенсионный возраст выше, особенно для женщин (Австрия - 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, Словакия - 62 и 62 соответственно, Швеция - 67 и 67, Эстония - 63 и 61). Но следует учитывать, что и продолжительность жизни там гораздо выше (например, Австрия - 78,2 и 83,2, Швеция - 79,6 и 83,6, Эстония - 68,9 и 79,3).

Тенденции таковы, что долгосрочный пенсионный возраст в половине стран ОЭСР будет 65 лет, а в 14 странах - между 67 и 69 годами. Увеличение пенсионного возраста ведется или планируется в 28 из 34 стран ОЭСР. При этом везде оговаривается, что увеличение пенсионного порога свыше 60 лет должно идти в одной упряжке с ростом продолжительности жизни. Таким образом, правительства рассматривают пенсионный возраст и продолжительность жизни в единой связке.

На мой взгляд, повышение пенсионного возраста неизбежно и в Беларуси. Безусловно, такое решение должно учитывать показатели средней продолжительности жизни при рождении и средней продолжительности жизни после достижения общеустановленного пенсионного возраста (возраст дожития). Причем новые пенсионные схемы должны быть гибкими, чтобы, с одной стороны, гарантировать доступность и адекватность национальной пенсионной системы, с другой - обеспечить людям достойную старость. Таким образом, важно связывать решение о повышении пенсионного порога с качеством жизни населения, необходимо учитывать интересы уязвимых групп населения.

Что касается темпов повышения пенсионного возраста, то здесь требуется серьезный экспертный анализ. В любом случае нужно понимать, что повышение пенсионного возраста - это ответ на демографические вызовы и реакция государства на последствия глобального экономического кризиса.

- Как культивировать в обществе отношение к третьему возрасту не как к старости, а как к зрелости? В чем особенности белорусской ментальности в отношении к пожилым людям?

- Главный международный стандарт ООН в области старения - Мадридский международный план действий по проблемам старения, принятый в 2002 году. Он призывает взглянуть на старость иначе - изменить взгляды, политику и практику, чтобы люди старшего возраста были не обузой, а активными участниками процесса развития. Беларусь присоединилась к Мадридскому плану и в 2016 году будет отчитываться о своих действиях по его реализации.

Не только Беларуси, но и другим странам предстоит взрастить новую культуру старения, добиться изменения мировоззрения, отношения к людям старшего возраста. Речь идет и о пересмотре пенсионной системы, и о расширении доступа к медицинским услугам и дополнительному образованию. Важно благожелательно и с уважением относиться к участию пожилых людей в разных сферах деятельности (включая производственную), признавать потенциальные выгоды, проистекающие из их мудрости и опыта. Это позволит гарантировать достойное активное старение для всех.

Общественные взгляды во многом определяются средствами массовой информации. Следует иметь в виду, что прославление молодости и усугубление негативных стереотипов в отношении старости могут привести к маргинализации пожилых людей.

И еще. Политикам пора уже говорить с пожилыми людьми, а не о пожилых людях, прислушиваться к тому, как те оценивают свои нужды, а не пытаться угадать, какие услуги или ресурсы могут им понадобиться.

Демографы говорят, что старение начинается не с 60 лет, а буквально с зачатия человека. Поэтому в государственной политике старение следует рассматривать как процесс, начинающийся с рождения и продолжающийся всю жизнь.

Новости по теме

Новости других СМИ