Медик: "Если каждую боль проецировать на себя, с ума сойдешь"

Завтра твоей страны

Врачи рассказали, почему они дозируют сочувствие к пациентам.

Доктора все чаще ощущают себя обычными рыночными игроками: оказывают больным медицинскую помощь, но минимизируют сопереживание. Это ставит сочувствие к больному под угрозу.

Пациенты нередко жалуются, что врачи общаются с ними слишком сухо: лечат, но так безучастно, словно на конвейере детали вытачивают, хотя человеческое внимание изначально заложено в профессии медика.

У докторов к «обезличенным» больным тоже немало упреков. Врачи сетуют на потребительское отношение к ним со стороны пациентов, которые не всегда учитывают, что нагрузка на медиков выросла, их временные и психологические ресурсы ограничены, а зарплаты низки.

В 2015 году средняя зарплата врачей в Минске составила 9 млн рублей, у среднего медперсонала — 6,7 млн рублей, у прочего — 5,1 млн рублей. Врач скорой медицинской помощи получал около 7,1 млн рублей, участковый — 9,6 млн рублей, педиатр — 9,3 млн рублей.

Этот уровень зарплат обеспечивается при коэффициенте совместительства у врачей 1,3.


«Ничего личного»

Чтобы при такой рабочей нагрузке удовлетворить запрос пациентов на сопереживание и самим эмоционально не выгореть, многие врачи придерживаются модели минимального человеческого внимания, выяснила стажер-исследователь Центра анализа доходов и уровня жизни российской Высшей школы экономики Евгения Подстрешная. Она провела качественных интервью с пациентами и врачами-травматологами со стажем работы от 1 до 22 лет.

В травматологии врачи ежедневно видят примеры сильного физического страдания. В то же время, чужую боль нельзя принимать слишком близко к сердцу: это чревато душевной усталостью. Поэтому врачи, сопереживая пациентам, дозируют сострадание.

Есть и другая причина, по которой медики «экономят» на сочувствии. В новых условиях они ощущают себя поставщиками услуг и не хотят испытывать в процессе работы «ничего личного».

«Нагрузка возросла, и... с пациентом у нас уже... отношения, выстроенные по бумаге», – охарактеризовал ситуацию один из травматологов.
Впрочем, большинство опрошенных докторов считают, что, «если врач не готов к сочувствию, ему нужно уходить из медицины».


Четких указаний, как сопереживать больному, нет

Как выяснилось в ходе интервью, врачи лечат боль физическую, а возможности оказания психологической помощи ограничены. Это обусловлено дефицитом времени, лимитом душевных сил медиков и «отсутствием четких указаний в отношении того, как врач должен осуществлять помощь такого типа», считает Евгения Подстрешная. Получается, внимание к психологическому самочувствию пациента оказывается по усмотрению самого врача.
Сами медики в интервью признавались, что с возрастом у них становится больше переживаний по поводу «неидеального» оказания помощи.
«Если тебе стало безразлично, нечего и работать, – сказал один из травматологов. – То есть вообще невозможно доктором работать без сочувствия к страданиям больного...».

В то же время, эмоции в работе могут отвлекать от лечения, а также вести к эмоциональному выгоранию врача.

«Если каждую боль проецировать на себя, с ума сойдешь», — сформулировал один из медиков.


«Минимальное внимание»

Врачи тренируют защитную реакцию, сглаживая эмоции.

«Я знаю про его боль – мне этого достаточно», – пояснил один из врачей.

Сочетание таких элементов, как сглаженная эмоциональная реакция, знание о боли и сочувствие, позволяет говорить, что профессиональное восприятие боли пациентов подразумевает для врачей выработку «минимального внимания», отмечает исследователь.

Пациенты в первую очередь ждут от врача медицинской помощи. Так же видят свою задачу и врачи. И все же больные надеются получить от врачей и чисто человеческое участие. Желание найти время и силы для того, чтобы лишний раз поговорить с пациентом, служит индикатором профессионализма, убеждена исследователь.

Новости по теме

    Медики защищаются от неадекватных пациентов

    Общественное объединение "Белорусская ассоциация врачей" создала адвокатское бюро, чтобы отстаивать свои права и защищаться от неадекватных пациентов. Ведь нередко медики сталкиваются с нескрываемым хамством и не знают, как ему противостоять.подробности

Новости других СМИ