Автодилеры отказываются от "Моторшоу" уже четвертый год подряд

Юлия Альгерчик / AUTO.TUT.BY

Третий год подряд в Беларуси не проводится выставка «Моторшоу». Сейчас решается, быть ли выставке в 2017-м. Что думают об этом представители автобизнеса и организатор белорусского автосалона, узнал AUTO.TUT.BY.

— Выставка «Моторшоу» — это показатель развития белорусского авторынка. Если выставка не проходит, как сейчас, — значит, авторынок «болеет», он неполноценен, — считает эксперт авторитейла, в прошлом — заместитель директора по маркетингу и развитию поставщика Volkswagen в Беларусь Александр Демидович. — Я помню эволюцию «Моторшоу»: в начале это была выставка-продажа автомобилей на самодельных стендах, какие-то дешевые шоу-программы… Прошло несколько лет, и в 2013-м автодилеры на «Моторшоу» разворачивали на своих стендах целые представления, использовали разные шоу-стопперы, приглашали девушек-моделей, которых спешили отобрать быстрее остальных автодилеров. И хотя мировых автопремьер на «Моторшоу» не проводилось, была возможность в одном месте посмотреть автомобили всех брендов, имеющихся в Беларуси. Жаль, что сейчас этого нет, выставка была настоящим праздником.

Александр считает, что участие в выставке не ложилось бременем на бюджет автодилеров — вполне укладывалось в маржинальный доход.

— Свободно можно было продать с выставки 5−6 автомобилей и этим окупить все расходы на аренду выставочных площадей. К концу выставки практически все машины были проданы, а на ближайший год были налажены контакты с потенциальными покупателями автомобилей.

Автодилеры отказываются от "Моторшоу" уже четвертый год подряд

Потом ситуация коренным образом изменилась: компании, принимающие решение участвовать в выставке, хотели выглядеть достойно, а для этого необходимо было выложить крупные суммы — на аренду престижного места в выставочном павильоне, суперстенд, отвечающий корпоративным требованиям, службу кейтеринга — «тебя не поймут, если ты этого не сделаешь», — закупить сувенирную продукцию и многое другое. Участие в выставке обходилось компаниям в 25−30% годового маркетингового бюджета. Сегодня это неподъемные для автодилеров траты.

— Мы принимали участие практически во всех выставках «Моторшоу». Но сейчас сложное экономическое положение, а ситуация на рынке непредсказуема. Оценивая динамику рынка, ситуацию в России, мы приняли решение, что в 2017 году в «Моторшоу», скорее всего, участвовать не будем, — сказал Александр Сколубович, управляющий компанией «Атлант-М Холпи», официальный представитель Mazda в Беларуси. — Мы считаем каждую копейку и прикидываем, какую сумму может за собой потянуть участие в выставке, соответственно — что мы от этого получим помимо имиджевой составляющей.

— Первое «Моторшоу» мы проводили в 2002 году. Все последующие годы мы буквально жили этой выставкой, — вспоминает Дмитрий Ярота, управляющий агентства «Ремарк», которое является организатором выставки «Моторшоу». — Первые шаги по организации «Моторшоу» были довольно сложные — ведь у нас не было (впрочем, и сейчас нет) нормального павильона, чтобы собрать под одной крышей всех автодилеров и остальных желающих участвовать в выставке. А еще надо позаботиться о стоянке для посетителей.

Первая выставка прошла в спорткомплексе «СКА «Уручье». Посетители, которые приезжали со всей республики, были удивлены масштабом и уровнем проводимого мероприятия.

— Нам не приходилось уговаривать автодилеров принять участие в выставке, все шли на это довольно легко. К тому же в это время была создана Белорусская автомобильная ассоциация, которая предлагала значительные преференции для своих членов, пожелавших выставиться на «Моторшоу».

Автодилеры отказываются от "Моторшоу" уже четвертый год подряд

Все белорусские представители автомобильных брендов в полном составе принимали участие в «Моторшоу» только один раз. Самой масштабной была выставка в 2013 году и проходила в «Минск-Арене». К сожалению, после этого автодилеры взяли тайм-аут на неопределенный срок.

— Мы были уверены, что выставка будет продолжаться. Но ситуация с падением цен на авто в России изменила ситуацию — люди поехали покупать машины туда, — говорит Дмитрий Ярота. — Из-за этого наши автодилеры находятся в затруднительном положении. И вроде бы общее число проданных автомобилей в Беларуси в прошлом году выглядит впечатляюще — 25 тысяч экземпляров, но маржинальность, обеспечивающая устойчивость бизнеса, значительно упала.

Из года в год организаторы ведут переговоры с автодилерами насчет проведения и участия их в «Моторшоу», но из-за финансового состояния они отказываются от этой затеи.

— До августа этого года автодилеры должны подтвердить или отказаться от участия в «Моторшоу» в 2017 году. На сегодняшний день 8 из 24 дилеров подтвердили свое участие. Но этого недостаточно. Чтобы мероприятие удалось, необходимо, чтобы 80−90% автодилеров подтвердили желание принять участие в выставке. Вероятность того, что «Моторшоу» состоится весной следующего года, — 10%.

Автодилеры отказываются от "Моторшоу" уже четвертый год подряд

Фото: TUT.BY

Видя ситуацию на рынке, организаторы предложили белорусскому авторитейлу провести выставку «на чистом полу», т.е. не тратить средства на дорогостоящие стенды и шоу-программы, а просто продемонстрировать модели автомобилей, рассказать об условиях продажи, скидках и акциях, условиях приобретения авто в лизинг. К сожалению, эта идея, скорее всего, останется нереализованной — по требованию производителя ряд брендов не может участвовать в выставке на таких условиях — надо соответствовать стандартам компании.

— «Моторшоу» — это лакмусовая бумажка — если оно состоится, значит в авторитейле ситуация стала улучшаться. Думаю, если выставку мы сможем организовать спустя пять лет — это будет настоящая бомба, — уверен Дмитрий Ярота.

Новости по теме

Новости других СМИ