В Беларуси тратят миллионы долларов на учебники, которыми не пользуются

Елена Спасюк, Naviny.by

За последние десять в Беларуси, где бесплатное среднее образование гарантировано Конституцией, стоимость пользования школьными учебниками выросла более чем в десять раз. Эксперты обращают внимание на то, что и качество школьных учебников оставляет желать лучшего.

Отметим, что речь идет не о приобретении учебников, а об их аренде. Школьные учебники используются несколько лет и оплачиваются, соответственно, родителями нескольких детей.

Напомним, что статья 49 Конституции гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования».

Однако нормы Кодекса об образовании противоречат этому положению Основного закона, так как предусматривают взимание платы за пользование учебными пособиями: «Лица, осваивающие содержание образовательных программ, дошкольного образования, общего среднего образования на время получения образования обеспечиваются за плату учебниками и учебными пособиями. Размер такой платы и порядок её взимания устанавливается Правительством Республики Беларусь».

Средняя цена за пользование комплектом учебников в этом учебном году — 8,9 рубля. С учетом того, что 1 сентября за парты сядет около миллиона школьников, значит, государство заработает на аренде учебников 8,9 млн рублей, то есть более 4,4 млн долларов. И так каждый год.

Безусловно, это очень приблизительные подсчеты, так как некоторые категории школьники (сироты, инвалиды и т.д.) от оплаты освобождаются. Кроме того, для детей из многодетных семей плата за пользование учебниками снижается на половину.


Мотивированные ученики школьные учебники даже не открывают

Существует также проблема качества учебников, за пользование которых родители детей платят ежегодно.

«Я не знаю репетиторов, которые занимаются с детьми, используя школьные учебники. Многие, как я, пишут свои пособия и раздают своим ученикам, — отметил в комментарии для Naviny.by известный репетитор по физике и математике Евгений Ливянт. — У работающих в школе заинтересованных в результатах учителей накоплены хорошие учебники и методички. К сожалению, учителя в школе вынуждены делать вид, что занимаются по учебникам, записывают в журнал задания по ним, но не учат по ним детей, так как знают, что это неэффективно».


По опыту общения с учениками, которых в течение учебного года у него бывает порядка ста, Ливянт делает вывод — многие школьники даже не открывают учебники:

«Мотивированные ученики учатся чаще всего не по этим учебникам. А остальным ученикам все равно, по каким книгам не учиться».


Ливянт утверждает, что хорошие преподаватели в школах и репетиторы используют как белорусские, так и российские методические пособия, которые значительно лучше, чем те, что может предложить школьная библиотека.

Например, в белорусских школах массово изучают английский язык по пособиям из серии Magic Box, а математику — по программе Петерсона (эти книги изданы в России).

Проблема школьных учебников известна и президенту. В очередной раз о необходимости облегчить школьную программу и «создать нормальные учебники» Александр Лукашенко заявил на пятом Всебелорусском народном собрании:

«Есть стремление неких умников создать заумную программу. Программу такую, что математическую задачу человек, математик, физик средней руки решить не может в пятом-седьмом классе. Так что это за программы, кому они нужны? Кого мы там готовим? Министру [образования] поставлена задача: или — или. Не хочу сказать жестче, что я ему сказал, — отметил Лукашенко. — В ближайшее время должны быть созданы нормальные учебники. Это — главное. Это — икона в школе, и их должны создать лучшие учителя нашей школы, а не академики, которые забыли, когда учились».


Глава государства заявил, что эту проблему «в этой пятилетке мы однозначно должны решить».


Детей будут учить по базовым учебникам

На Всебелорусском народном собрании Лукашенко заявил, что по переписанным учебникам школьники будут получать знания уже в новом учебного году: «Полностью переделаем! Мы избавим в школе детей от того, чтобы им впихивать предметы и объемы знаний из высшей школы».

Как сообщила на круглом столе заместитель министра образования Раиса Сидоренко, базовый учебник будет содержать необходимый набор знаний, которыми должен владеть каждый ученик.

«Наряду с традиционными функциями этот учебник будет выполнять навигационную функцию, т.е. ориентировать учащихся и педагогов в учебных и учебно-методических изданиях, электронных образовательных ресурсах, которые разработаны по учебному предмету. Приложения к базовому учебнику (печатные и электронные) позволят удовлетворить образовательные запросы высокомотивированных учащихся», — сказала она.


Все разработанные материалы «очень широко» обсуждались в школах, с педагогами, отметила заместитель министра.

Евгений Ливянт скептично смотрит на перспективы появления новых учебников:

«Вызывают сомнения утверждения о том, что учебники якобы протестировали учителя и родители. Я в это не верю, потому что нахожусь в теме, интересуюсь проблемой учебников. Мне интересно, кто эти секретные преподаватели и родители? И почему проекты учебников я не смог найти в открытом доступе?»



Куда смотрит Госконтроль?

Ливянт также обращает внимание на экономическую составляющую проблемы. В течение последних 25 лет в стране периодически тратятся огромные средства на издание новых учебников, «которые не используются».

«Из года в год печатаются десятки миллионов экземпляров макулатуры, тратятся деньги налогоплательщиков, авторы и рецензенты получаю деньги. Я не понимаю, почему этой проблемой не занимается Госконтроль», — резюмировал Евгений Ливянт.

Новости по теме

Новости других СМИ