На МАЗе готовятся к массовым сокращениям

"Салідарнасць"

Ситуация на МАЗе продолжает ухудшаться. Впереди — сокращение примерно 5 тысяч сотрудников, новый график работы, отказ от доставки иногородних заводским транспортом. "Салідарнасць" выяснила, какие еще антикризисные меры имеются в запасе нанимателя и каково настроение рабочих.

С тех пор, как "Салідарнасць" обнаружила кладбище МАЗов, исправить положение заводу не удалось. На минувшей неделе в свежем номере многотиражки "Автозаводец", а также на традиционных информационных собраниях работникам поведали о ситуации на предприятии. Некоторые из них записали информацию об антикризисных мерах, которые собирается предпринять наниматель, и передали их "Салідарнасці".

Пока можно констатировать: итоги трех месяцев работы МАЗа под руководством нового генерального директора Александра Боровского неутешительны.

— На встречах с работниками представители администрации фактически признались в экономической несостоятельности предприятия, — рассказал "Салідарнасці" сотрудник МАЗа с многолетним стажем.

— За три месяца не удалось улучшить ситуацию, более того — стало еще хуже. Поэтому наниматель намерен предпринять антикризисные меры.

Итак, что это за план?

Во-первых, завод ожидает работа по сокращенному графику. А это — не более 16-17 рабочих дней в месяц.

Во-вторых, сокращение порядка пяти тысяч человек. Как уточнил источник, "это коснется в основном инженерно-технических работников, поскольку сегодня на МАЗе на одного рабочего приходится примерно восемь человек из этого состава (инженеры, технологи, мастера)". Мировая же практика – от 1:1 до 1:4.

— Рабочих трогать пока не будут, так что волнений в этой среде нет. Правда, теперь некоторые с позитивом вспоминают предыдущее руководство, поскольку хотя при нем и были какие-то непонятные растраты и заоблачные зарплаты у отдельных менеджеров, зато не сокращали наемных работников, — сказал собеседник.

В-третьих, планируется упорядочение зарплаты по результатам деятельности. Уже за прошлый месяц рядовые мастера получили урезанную премию, в среднем — на 200 тысяч рублей. Некоторые премий лишились вовсе.

Еще одна из мер, направленных на сокращение расходов, - это отказ от доставки заводским автотранспортом иногородних работников. До этого пять-шесть автобусов привозили в течение рабочего дня порядка 700 рабочих, проживающих за пределами Минска.

Также руководство МАЗа намерено постепенно отказываться от объектов социальной инфраструктуры, которые находятся на балансе предприятия. К ним относятся дома отдыха, поликлиника, детские сады и лагеря. В переходном периоде ремонт этих объектов будет проводиться силами работников предприятия.

То, что Минский автомобильный завод переживает далеко не лучшие времена, подтверждает и официальная статистика. По данным Белстата, в январе в Беларуси произведен 671 грузовой автомобиль (сюда также входят БелАЗы и продукция машиностроительного холдинга, но основное количество грузовиков — все-таки МАЗы). Это меньше, чем в январе 2009 года на 57,6%. По сравнению же с январем 2008 года, когда было выпущено 2,2 тысяч грузовых автомобилей, падение составило 70%.

Впрочем, как отмечают эксперты, ссылаясь на статистические данные, и эти «крохи» МАЗу можно было не производить, так как на складах скопилось более 3.676 грузовых автомобилей, что превышает среднемесячный объем производства в 5,5 раза. Это означает, что, как минимум, полгода завод может не работать. Тем более, что этого объема хватит, чтобы обеспечить экспорт грузовиков на уровне прошлого года (за 2009 год страна продала на экспорт лишь 2.987 грузовых автомобилей, сократив его по сравнению с 2008 годом почти на 75%). Однако такое падение спроса не помешало поднять экспортную цену — она выросла в 2009 году на 60

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров