Чтобы вывести чиновников из-под удара, изменят Уголовный кодекс?

"Ежедневник"

Межведомственная комиссия, которая создана в связи с выявлением в Беларуси махинаций с госдотациями, изучает возможность принятия специального законодательного акта, чтобы ввести ситуацию в правовое русло.

Как ранее писал "Ежедневник", в начале 2010 года правоохранительными органами Беларуси были выявлены крупнейшие за всю новейшую историю страны махинации с государственными дотациями. Речь шла о льготных кредитах на десятки миллиардов рублей, которые "Белагропромбанк" и "Беларусбанк" выдавали для прикрытия ранее выданных кредитов, перешедших в разряд проблемных. Причем банальная схема перекредитовки для улучшения финансовых показателей банков возникла и была реализована на таком высоком уровне и в таких масштабах, что правительство было вынуждено создать специальную межведомственную комиссию для анализа сложившейся ситуации. Комиссию возглавил заместитель премьер-министра Беларуси Иван Бамбиза.

Как показали первые итоги расследования, проблемы с кредитами у двух крупнейших государственных банков Беларуси возникли в связи с обновлением парка сельхозтехники, осуществляемым в рамках государственной программы возрождения и развития села. Согласно программе, за 5 лет сельхозпредприятиям страны за счет кредитных ресурсов белорусских банков должно быть поставлено более 10,5 тыс. зерно- и кормоуборочных комбайнов, 6,4 тыс. современных тракторов, 8 тыс. грузовых автомобилей и другой техники. На эти цели банки должны были выделить сотни миллиардов рублей кредитных ресурсов, что и было сделано. Причем, поскольку кредиты выдавались в рамках госпрограммы, то банки особо не смотрели на то, могут ли сельхозпредприятия реально вернуть кредитные средства.

Уже через пару лет реализации программы у белорусских сельхозпредприятий стали возникать серьезные проблемы с возвратом кредитных средств, за которые покупалась техника. Вот тут и была реализована старая надежная схема перекредитовки, столь популярная в 90-е годы прошлого столетия.

На самом высоком уровне были разработаны и переданы президенту на подпись два указа президента №333 от 13 июня 2008 года "О мерах по обеспечению закупки сельскохозяйственного сырья, ягод и грибов урожая 2008 года" и №386 от 21 июля 2009 года "О некоторых вопросах деятельности организаций, осуществляющих закупку продукции растениеводства урожая 2009 года и иной продукции и расчеты за нее". На основании этих указов банки начали выдавать должникам новые льготные кредиты под закупки несуществующей сельхозпродукции. Должники деньги получали и тут же возвращали их обратно банкам в счет погашения более ранних кредитов. В результате банки взамен старой проблемной задолженности получали новую, еще не проблемную, демонстрируя правительству хорошие финансовые показатели.

Уже в ходе расследования были получены данные, что в курсе реализации данной схемы были не только руководители филиалов банков, которые непосредственно работали с проблемными предприятиями, но и множество лиц рангом несоизмеримо выше. Все они были заинтересованы в том, чтобы президент не узнал, что обновление парка сельхозтехники привело к таким серьезным последствиям.

Проблема для чиновников приняла столь угрожающие масштабы, что для ее решения и была создана специальная межведомственная комиссия. После долгих дискуссий было решено обдумать вопрос о принятии специального законодательного акта, который бы отодвинул назад Уголовный кодекс и ввел ситуацию в правовое поле. Речь, скорее всего, будет идти о внесении изменений в ст.237 Уголовного кодекса Республики Беларусь (выманивание кредита или дотаций). Но проблема заключается в том, что при внесении соответствующих изменений из-под удара будут выведены подозреваемые не только по данным махинациям, но и по сотням других подобных дел, в том числе касающихся коммерческих банков. И тогда истинные пострадавшие от кредитных махинаций могут поднять вопрос о компенсации понесенных ими потерь, раз государство решило умыть руки…

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров