Экологи предлагают снизить скорость на МКАД до 50-60 км/час

"Рэспубліка"

Вдоль Минской кольцевой дороги высыхают сосны. Почему? Что думают по этому поводу специалисты-экологи? С просьбой оценить масштабы проблемы и ее причины мы обратились в Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.

- Проблема есть. С ней, к слову, в этом году столкнулись не только в Минском районе, - рассказала начальник отдела государственной экологической экспертизы и государственного контроля за охраной и использованием земель, лесов, растительного и животного мира Любовь Фурсевич. - В чем причина гибели деревьев? Однозначно сказать сложно. Мы видим, что чаще всего страдают именно сосны и яблоневые сады, растущие вдоль крупных автодорог. Мы постоянно проводим лабораторные исследования, чтобы выяснить, какой фактор оказывает на посадки неблаго-приятное воздействие. Это солевые противогололедные растворы или выбросы тяжелых металлов в атмосферу от автотранспорта? На обочинах, действительно, фиксируем большие концентрации соли, но, спускаясь вглубь леса, превышения по данному показателю наблюдаем незначительные. Хотя и там, на расстоянии 15 метров от опушки, встречаются усыхающие деревья. Тому есть другое объяснение. Скоростной режим движения автотранспорта на кольцевой, как мы знаем, 90-100 километров в час. При высоких скоростях, особенно если речь идет о большегрузных авто, частицы соли поднимаются в воздух, и взвесь легко проникает вглубь леса, окутывает деревья. Влияние таких химических "подкормок" не проходит бесследно. Особенно это заметно весной, когда деревьям нужна влага земли, распускаются почки. Пораженные растения не получают достаточного количества питательных веществ, и естественные процессы нарушаются. Частично проблему можно решить за счет снижения скоростного режима на МКАД до 50-60 км/час. Но в такое верится с трудом...

К необратимым последствиям также могут приводить высокие концентрации тяжелых металлов в воздухе. И здесь не все благополучно — в районе МКАД мы нередко фиксируем превышение предельно допустимых концентраций. Вероятно, хвойные породы наиболее чувствительны к выбросам от автотранспорта.


Ученые НАН Беларуси знают о проблеме, изучали ее, есть научная работа на данную тему. Ситуация контролируется специалистами "Зеленстроя", "Леспаркхоза", недавно ее обсуждали на совещании в Минлесхозе.

Есть предположение, что таким образом деревья могут реагировать на изменение климата. Леса приспособились к мягким белорусским зимам, но в этих условиях хорошо живется и всевозможным вредителям — их влияния на посадки никто не исключает. В то же время в последние годы случались и 30-градусные морозы, и 40-градусная жара. Как и люди, деревья не меньше страдают от подобных резких перепадов.

Какой же выход видят экологи? Увы, деревья уже никак нельзя восстановить, поэтому нужны более устойчивые к изменениям климата и антропогенным факторам породы. Какие? Конечно, это привычные "аборигенные" виды лесных насаждений Беларуси. Но очевидно, что, кроме своих естественных функций, эти деревья должны сегодня хорошо справляться с ролью "подушки безопасности", защищая человека от негативных последствий его чрезмерно активной деятельности — по сути, от самого себя...

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров