Украинские социологи уже готовы поздравить Лукашенко с победой

"Белорусские новости"

Экзит-полы на президентских выборах 19 декабря будут проводить три организации. По информации Центризбиркома, комиссия по проведению социологических исследований при Национальной академии наук выдала лицензии на данный вид экспресс-опросов двум белорусским структурам и одной иностранной.

Опрашивать избирателей на выходах с участков будут интервьюеры аналитического центра "ЭкооМ", Республиканского союза общественных объединений "Белорусский комитет молодежных организаций" и компании "TNS-Украина".

Первые две структуры уже проводили подобные опросы — на референдуме 2004 года и на президентских выборах 2006 года. Тогда результаты их экзит-полов фактически совпали с официальными результатами выборов, объявленными Центризбиркомом.

Как рассказал Naviny.by руководитель аналитического центра "ЭкооМ" Сергей Мусиенко, центр планирует задействовать для экзит-пола порядка 300 человек, которые будут работать на 100 участках по стране.

"Сейчас как раз подводятся итоги очередного, уже сотого в истории центра, национального опроса, на основе которого и будет строиться выборка для экзит-пола, — рассказал Сергей Мусиенко. — Костяк интервьюеров у нас сохранился с прошлых кампаний, но все, кто будет работать на выборах, прошли дополнительный инструктаж. Особенно, те, кто будет опрашивать на селе, так как это самый трудный участок работы".

Компания же "TNS-Украина" в Беларуси работает впервые (как и впервые к экзит-полу допущена иностранная компания). Однако опыт проведения экзит-полов и в целом участия в крупных политических кампаниях у украинских социологов большой. У себя в Украине, а также в других постсоветских странах и государствах Восточной Европы "TNS-Украина" участвовала более чем в 20 электоральных кампаниях. Первый экзит-пол компанией был проведен еще в 1998 году.

"TNS Украина" входит в группу маркетинговых компаний TNS со штаб-квартирой в Лондоне. TNS работает в 70 странах и по годовому обороту лидирует в Европе среди исследовательских компаний. В состав "TNS Украина" входит первое в истории постсоветской Украины агентство маркетинговых и социально-политических исследований SOCIS, являющееся полноправным членом международной маркетинговой ассоциации "Gallup International Association".

Правда, в таком солидном портфолио компании есть и темная страничка — на последних президентских выборах в Украине компанию обвинили в подтасовке социологических данных.

Как сообщил Naviny.by руководитель обеих структур (SOCIS и "TNS Украина") доктор социологических наук Николай Чурилов, проводить экзит-пол на выборах президента Беларуси "TNS Украина" будет по заказу телеканала ОНТ.

"Ваш канал провел предварительный анализ компаний, которые могут работать на этом рынке, и в результате выбрал нашу компанию", — рассказал Николай Чурилов. По его словам, преимущество «TNS Украина» в том, что компания может использовать самые передовые наработки и методики всей сети TNS.

"Каждый раз при выполнении заказа мы ставим штаб-квартиру в известность и при необходимости получаем оттуда методическую либо техническую помощь", — говорит Николай Чурилов.

Непосредственно в Минске в день выборов будут работать пять сотрудников SOCIS — они займутся координацией. Интервьюировать же избирателей на выходах с участков будут 900 временно привлеченных сотрудников из числа студентов белорусских вузов. Интервьюеры уже отобраны и прошли специальное обучение.

«TNS Украина» будет проводить опрос на 300 избирательных участках, в том числе на 58 участках в Минске. Планируется, что на одном участке одновременно будут работать три интервьюера. «Два человека будут опрашивать избирателей, а один — греться, учитывая, какая погода ожидается в Беларуси в день выборов», — отметил Николай Чурилов.

На каждом участке планируется опросить 35-36 человек, таким образом всего в экзит-поле будет задействовано более 10 тысяч избирателей по всей стране.

Как пояснил украинский социолог, информация от интервьюеров будет уходить непосредственно в Киев, в офис "TNS Украина" и после обработки возвращаться уже к заказчику.

Следует отметить, что "TNS Украина" будет работать не на пустом месте. За время подготовки к проведению экзит-полов украинская компания провела в Беларуси два предварительных социологических исследования.

"Первое мы провели в конце ноября, буквально сегодня заканчиваем анализ результатов второго исследования, — рассказал Николай Чурилов. — Эти данные нам необходимы, чтобы качественно контролировать ход экзит-полов, чтобы не было явных перекосов в результатах. Если вдруг где-нибудь выяснится, что у одного из кандидатов в конце ноября было, допустим, 60% поддержки, а в день выборов вдруг стало в три раза меньше, то это может свидетельствовать либо о плохой работе интервьюеров — в таком случае мы будем оперативно менять всю бригаду, либо о фальсификациях".

Николай Чурилов не так пристально следит за развитием и состоянием социологии в Беларуси, но ситуация, когда разные службы дают кардинально противоположные данные по одному и тому же вопросу, что наблюдается в нашей стране, ему хорошо знакома.

"Ручные социологические службы — это абсолютно знакомая ситуация, — отметил руководитель "TNS Украина". — Но что касается меня, то можете быть уверенными, что я не буду подстраиваться под того либо иного политика".

А вот еще одна особенность белорусских выборов — пятидневное досрочное голосование — привела украинского социолога в замешательство: "Когда я узнал об этом, то был, скажем так, в легком шоке. Проводить экзит-пол мы будем только в день выборов и учесть результаты досрочного голосования не сможем".

По мнению руководителя социологической службы "Зеркало-Инфо" Леонида Михейчикова, при столь длительном и специфичном досрочном голосовании экзит-полы не дают реальной картины голосования. "Результат может быть близким к реальному, если досрочно голосует 1-2% избирателей", — отметил Леонид Михейчиков.

У нас же, как известно по опыту прошлых избирательных кампаний, процент проголосовавших досрочно стабильно превышает 20%.

Впрочем, на выборах 2006 года это, к примеру, не помешало аналитическому центру "ЭкооМ" уже к полудню дать первые результаты, которые, как оказалось, мало чем отличались от тех, что озвучил ЦИК вечером.

На этот раз обнародование и периодичность результатов экзит-полов центра "ЭкооМ" будет зависеть от спроса на эту информацию со стороны СМИ, сообщил Naviny.by руководитель центра Сергей Мусиенко.

Однако можно предположить, что белорусские социологические службы, допущенные к выборам, и на этот раз сработают столь же оперативно и точно. С компанией же "TNS Украина" вопрос следует рассматривать в несколько иной плоскости.

Так как заказчиком экзит-пола выступает канал ОНТ, то и право распоряжаться всей полученной информацией также принадлежит каналу ОНТ. Сами украинские социологи ничего распространять не имеют права.

По нашим сведениям, специальный бюллетень о данных экзит-пола, проведенного "TNS Украина", канал ОНТ намерен обнародовать 19 декабря в восемь вечера. Хотя очевидно, что характер получаемой при экзит-полах информации предполагает оперативное информирование. Например, в новостных выпусках.

Опять-таки с учетом белорусской специфики позволим себе сделать еще одно предположение — данные экзит-пола, проведенного кампанией «TNS Украина», попадут в новостные выпуски только в том случае, если они будут, так сказать, вписываться в определенные параметры. В противном случае, отчет украинских социологов надолго ляжет под сукно.

Кстати, несмотря на то, что право собственности на полученные в Беларуси компанией "TNS Украина" данные принадлежит каналу ОНТ, Николай Чурилов позволил себе обнародовать одну цифру — электоральный рейтинг Лукашенко: "По нашим опросам, у Лукашенко сегодня под 70% и его можно поздравить с победой".

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров