Как себя вести, когда остановила ГАИ

"Комсомольская правда в Белоруссии"

Как бы там ни было, полосатая палочка инспектора ГАИ является к автомобилистам в самых кошмарных снах. По закону подлости это происходит именно тогда, когда вы куда-нибудь опаздывайте или забыли документы на авто дома. Согласитесь, на скорость вас ловят обычно тогда, когда до пункта назначения не хватило пары кварталов. Что за неправильную парковку обычно штрафуют именно тогда, когда вы остановились буквально на минутку. А за разговор по мобильнику тогда, когда вы сказали в телефон: "Я за рулем, разговаривать не могу".

Для многих водителей общение с гаишниками - всегда стресс. И зачастую именно от правильных действий водителя зависит исход этого общения. Мы собрали самые типичные портреты водителей по формату их отношений с сотрудниками ГАИ и условно разделили их на семь групп. Психолог столичного оздоровительного центра "Нора" Татьяна Альхимович прокомментировала эффективность той или иной водительской стратегии.

ПАССИВНЫЙ

Эти всегда канючат. "Да, нарушил, да, виноват, да, больше так не буду", - типичные слова водителей, соглашающихся на все, "абы побыстрее отпустили". К плюсам такого общения можно отнести возможность получить минимальное наказание, порой даже в устной форме. Как показывает практика, сотрудники ГАИ очень любят, когда водители признают свою вину: могут пожурить да и отпустить. Минус - поняв, что вы соглашаетесь со всеми обвинениями, инспектор может "навешать" вам лишнего.

Комментарий психолога: такое поведение эффективно при негрубом нарушении, когда мера наказания вас устраивает. В противном же случае лучше попытаться вступить в переговоры с сотрудником ГАИ и поискать альтернативу.

СВОЙ В ДОСКУ

Следующий формат общения - панибратский. Как правило, такие водители не дожидаются сотрудника ГАИ, а схватив документы, бегут навстречу со словами "командир, нарушил, сейчас все уладим". Водитель пытается быть "своим в доску", вскользь упоминая про свой огромный водительский опыт и сует деньги "без квитанций".

Комментарий психолога: прекрасный способ для общения с сотрудником ГАИ, который настроен на общение "без квитанций". В противном же случае водитель очень рискует усугубить свое положение.

БЕДНЫЙ

Они продавливают на жалость. Такой водитель может рассказывать, что скорость превысил, потому что везет беременную жену рожать. А может рассказать, что опаздывает на похороны бабушки. Что снял трубку только потому, что иначе жена подумает, что он от нее что-то скрывает и будет пилить две недели.

Комментарий психолога: ваша история может вызвать сочувствие, если у сотрудника ГАИ происходит что-то подобное в личной жизни. Если нет - вам не повезло, все наши отговорки они давно знают, здесь сложно быть оригинальным.

ОТРИЦАЛА

"Скорость не моя" - отвечают они, взглянув на показания радара. "Ничего не знаю", "Я не превышал - и все тут" - наиболее часто употребляемые фразы. Порой гаишнику проще отпустить такого горе-нарушителя, чем что-то объяснять или доказывать ему на месте.

Комментарий психолога: если сотрудник ГАИ торопится или его цель - общение "без квитанции", то вы будете неудобным "клиентом", и он может действительно отпустить вас, чтобы отделаться побыстрее. Довольно эффективный сценарий поведения.

БЛАТНОЙ

У такого водителя в правах лежит визитка начальника ГАИ города с росписью. И не важно, что водитель может даже не помнить, как зовут начальника. Не прокатила визитка - можно намекать на свои обширные связи в милицейских кабинетах. В конце концов, троюродного дядю - замначальника отдела материального снабжения автоинспекции такого-то района - еще никто не отменял. Тут результат зависит от того, насколько настоящими окажутся подвязки. Проверяют это гаишники простым способом: "Знаешь Ивана Иваныча? Набери его и дай мне трубочку". В большинстве случаев после объяснения типа "не помню наизусть номера" шансы схлопотать максимальный штраф сильно увеличиваются.

Комментарий психолога: если хотите воспользоваться этим способом - обеспечьте себе реальную поддержку Ивана Ивановича. Иначе надежда только на ваши актерские способности.

УМНИК

Они начитались литературы и профильных форумов, прекрасно знают права и обязанности как водителей, так и людей в погонах. Они помнят наизусть основные формулировки ПДД, порядок медицинского освидетельствования водителей, определение понятия "административный процесс", отличают обгон от опережения. Даже в случае своего нарушения они требуют от инспекторов сделать все по закону, подлавливая служивых на мелких нестыковках. Обычно гаишники не любят "умников", которым благодаря своей грамотности часто удается избежать наказания.

Комментарий психолога: знания еще никому не помешали. Так что если вы потрудились все это выучить - сумейте не поддаться эмоциям и отстоять то, в чем вы уверены. Ситуация вполне может решиться в вашу пользу.

БЛОНДИНКА

О представительницах такого типажа ходит огромное количество легенд и анекдотов. По правде говоря, такая девушка за рулем не обязательно должна быть белокурой, ведь задавать гаишнику вопросы формата: "Ой, а как это - не там стою?" - позволено дамам с любым цветом волос. К этому типу мы относим всех тех, кто пользуется "женскими хитростями" всегда, тем более при общении с гаишниками. Что ни говори, но, на наш взгляд, добиться нужного результата у таких барышень получается почти всегда: какой мужчина устоит перед милой, наивной и беззащитной дамой?!

Комментарий психолога: желание сотрудника ГАИ покровительствовать «беспомощной» леди может здорово разрулить ситуацию. К сожалению, для некоторых мужчин ваша наивность окажется отягчающим обстоятельством. Если вы это поняли, стоит "показать зубки".

БУДЬ В КУРСЕ!


- При общении с инспектором ГАИ водителю важно вести себя корректно, - советует психолог. - Ваша грубость или высокомерие вызовет встречную агрессию и не принесет никакой пользы. Будьте внимательны, слушайте и читайте то, что предлагает инспектор. Настаивайте на своем, если заметите искажение фактов. Очень важным является установление живого, человеческого контакта между водителем и человеком в форме. Здесь может быть полезен юмор и ваше личное обаяние. Если посчастливится установить такой контакт, то вполне вероятно, что общение пройдет для водителя без серьезных последствий.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Какие водители нравятся инспекторам? Об этом рассказал старший инспектор ГАИ Максим Мартыненко:

- Нравятся водители, которые понимают причину его остановки и адекватно на нее реагируют. Еще нравятся водители, признающие совершенное нарушение ПДД, из-за которого его остановили. Неприятно иметь дело со вспыльчивыми, раздражительными водителями; теми, кто не желает призвать свою вину "из принципа", кто не уважает сотрудников ГАИ. Кроме этого, обычно неприятны попытки водителей дискредитировать сотрудников ГАИ или задавать вопросы, не относящиеся к совершенному правонарушению, например: "Вам что, заняться больше нечем, как меня из-за ерунды всякой останавливать?"

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров