Исчезнет ли в Беларуси тендерная коррупция?

"Ежедневник"

Правительство Беларуси приняло ряд мер, которые должны осложнить жизнь коррупционерам, наживающимся на тендерах, проводимых в рамках осуществления госзакупок. «Ежедневник» провел анализ коррупционной составляющей белорусских тендеров.

Чудесный сертификат

Для белорусских производителей, которые вынуждены по мере собственных сил бороться за выживание в условиях расцвета тендерной коррупции, уже давно не секрет, где и какое ведомство и за сколько продает страну. Вернее, раздербанивает бюджет. Причем делается это опять же под эгидой борьбы с коррупцией и защиты государственных интересов.

Заметную роль в этом играет сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемый общественным объединением Белорусская торгово-промышленная палата. Впрочем, это вовсе не значит, что сотрудники БелТПП каким-то образом втянуты в коррупционные отношения с чиновниками и бизнесменами. Просто дарованные БелТПП государством полномочия по выдаче сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, существовавший порядок выдачи этих сертификатов и их статус создают для этого прекрасные условия.

Сам по себе сертификат не является официальным государственным документом. Этот документ что-то вроде почетной грамоты,не дающей какого-либо особого статуса или каких-то привилегий. Поэтому люди, выдающие этот документ, не несут никакой ответственности за то, насколько обоснованно выдан этот документ, то есть действительно ли он выдан настоящему производителю, а не какому-нибудь посреднику-перекупщику. Тем более, что и сама БелТПП, напомним, это добровольное объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которое является негосударственной и некоммерческой организацией.

Однако сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства стал прекрасным инструментом, при помощи которого коррупционеры в тендерных комиссиях выгодно для себя, а не для бюджета производят госзакупки.

Поле для коррупционных всходов

Дело в том, что в Беларуси нет официального, присвоенного государством статуса белорусского производителя. То есть нет критериев и документа, который позволял бы то или иное предприятие, представляющее на тендер свое предложение, назвать белорусским производителем. Аналогично нет официального выдаваемого госорганами документа, который бы позволял сказать, что тот или иной товар является продукцией белорусского производства. Зато есть требование президента и правительства в рамках программы импортозамещения и борьбы с коррупцией производить госзакупки в первую очередь белорусских товаров непосредственно у производителей, минуя посреднические фирмы. И есть общественное объединение БелТПП, которое единственное в стране выдает сертификаты продукции (работ, услуг) собственного производства. И хоть документ этот неофициальный, именно он позволяет фирме назваться белорусским производителем, а председателю конкурсной комиссии отдать предпочтение посреднической фирме, которая якобы производит белорусский товар.

Вот тут, при отсутствии какой-либо ответственности за выдачу сертификатов, а также за их использование владельцем и тендерными комиссиями, и возникает прекрасное поле для рассвета коррупции.

Схема белорусской тендерной коррупции

Дележ госбюджета через тендерные торги происходит достаточно просто. В перечне документов, которые необходимо подавать на тендер, обычно не указывается наличие сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства. Но именно он становится определяющим фактором в конкурсе, особенно при других равных условиях. При этом, как уже говорилось выше, ни те кто выдает сертификат, ни те, кто его использует, не несут никакой ответственности за соответствие изложенного в сертификате, реальному положению дел.

В итоге какая-нибудь фирма-посредник, которая имеет связи с членом конкурсной комиссии, может довольно легко получить сертификат и выставить на конкурс свое предложение. При этом у фирмы даже может не быть производственных площадей, чтобы получить сертификат. Достаточно иметь в аренде какой-нибудь захудалый подвальчик, чтобы указать, что это производственные площади, где производятся, например, мониторы. На самом деле производством можно назвать обыкновенную чистку и переупаковку поставленных импортных мониторов, и получить сертификат.

Согласно Положению «Об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства», которое действует с 2011 года, не относится к продукции собственного производства продукция, при изготовлении которой производителем выполнялась одна или несколько операций: по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки; по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, разборка и сборка партий грузов, сортировка, переупаковка, прикрепление маркировки, этикеток или иных отличительных знаков на продукцию или ее упаковку); простые операции, включающие удаление пыли, просеивание или отсеивание, сортировку, классификацию, подбор (в том числе составление комплектов изделий), промывку, окраску, разрезку на куски; простая упаковка в бутылки, флаконы, мешки, ящики и другую тару, крепление на платах или различного рода основаниях; простое соединение частей (узлов) в целях получения готового изделия; смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих. Иными словами, положение могло трактоваться и так, что если просто провести чистку товара, то нельзя было считаться его производителем, а вот если почисть, переупаковать и подготовить к продаже – вполне. То есть можно совместить несколько из перечисленных операций и получить сертификат.

Настоящие белорусские производители рассказывают много историй о том, как совершенно левые фирмы получали такие сертификаты и выигрывали конкурсы. Более того, известны случаи, и они зафиксированы нами документально, когда сертификаты просто подделывались при помощи ксерокса. Ведь на тендер обычно предоставляют не сам сертификат, а его копию. И вот с таким вот «сертификатом» посреднические фирмы выигрывают в Беларуси тендера. Когда настоящие производители обратились с этими фактами в правоохранительные органы, те лишь развели руками: сертификат выдается общественным объединением, не дает никаких льгот и привилегий и не требуется при подаче документов на тендер и не определяет официально его итоги – за что тут предъявлять претензии?

Тем более что проверить, настоящий сертификат или нет, членам тендерной комиссии достаточно сложно. «Ежедневник» послал запрос в УП «Минское отделение белорусской торгово-промышленной палаты» с просьбой ответить, сколько белорусских компаний получили сертификаты в 2010 и 2011 годах как производители ЖК мониторов и телевизоров, но нам ответили, что это конфиденциальная информация.

Такой ответ ничего кроме улыбки не вызывает, так как сама суть сертификата заключается в его максимальной публичности. Вряд ли какой-то производитель будет прятать, например, международный сертификат качества ISSO. Да и организация, которая его выдает, не станет скрывать информацию о сертифицированных компаниях и товарах. Об этом всегда стараются рассказать как можно большему количеству людей, за исключением случаев, когда выдача таких сертификатов вызывает сомнения.

Правительственные меры

Почему БелТПП не желает, чтобы о сертифицированных ею фирмах узнали журналисты, может объяснить только руководство палаты. Но настоящие белорусские производители провели большую работу, чтобы ужесточились условия выдачи этих сертификатов и чтобы они перестали играть ту роль в тендерах, которую играют сегодня. И, похоже, им это удалось.

Так 29 июля премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем было подписано постановление, которым утверждено новое Положение «Об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства». На сайте БелТПП сказано, что новое положение о выдаче сертификатов будет способствовать тому, что теперь к продукции собственного производства может быть отнесена продукция, изготовленная производителем с использованием услуг производственного характера сторонних организаций, в случае если стоимость таких услуг не превышает 15 процентов в себестоимости продукции производителя.
По мнению БелТПП, отсутствие такой нормы приводило к необходимости оформления договорных отношений по аренде оборудования, что, в свою очередь, отражалось на росте издержек при производстве продукции. Теперь производители могут напрямую размещать заказы на выполнение отдельных операций производственного и технологического процесса на машиностроительных предприятиях страны.

Это приведет к устранению ряда издержек и повышению эффективности использования станочного парка машиностроительных предприятий страны. Особенно это актуально для предприятий малого и среднего бизнеса, для которых в силу различных объективных обстоятельств (в том числе изготовления продукции на арендованных площадях, небольших объемов производства, специфичности, высокой стоимости и энергоемкости оборудования для выполнения отдельных операций, например, таких как нанесение гальванических покрытий, термообработка, окраска и др.) приобретение оборудования является экономически необоснованным.

Но кроме вышеозначенного, новый порядок выдачи сертификатов фактически исключит случаи получения этих документов фирмами-посредниками, зарабатывающими на коррупционных тендерах. И, как говорят сами белорусские производители, именно в этом заключается основная цель решения правительства. Кроме того, Совмином будет принято решение, которое исключит применение сертификатов на территории Беларуси. Они будут использоваться исключительно при поставках продукции на экспорт для обозначения принадлежности производителя, чтобы зарубежный покупатель знал, что это действительно продукция белорусского производства.

Разводящие

Белорусские производители положительно оценивают новый порядок выдачи сертификатов и другие меры правительства, направленные на устранение коррупции в тендерах.

Действительно, со вступлением в силу нового положения большинство фирм-посредников, маскирующихся под производителей, отпадут сами собой. Но коррупция в тендерах держится сегодня не только на них. Сама система госзакупок через тендера настолько прогнила, что нуждается в срочной реконструкции.

Как говорят производители, сегодня около 80 процентов государственных тендеров делятся задолго до их начала. Как только обозначаются потенциальные участники, председатель тендерной комиссии или уполномоченный им человек неофициально назначает из числа участников так называемого «разводящего», в задачу которого закладывается договориться со всеми участниками и разделить тендер так, как это нужно председателю. Главное, как говорилось выше, это не сэкономить государственные средства, а потратить максимальное их количество, чтобы получить солидный откат. При такой схеме, всю коррупционную работу вынуждено берут на себя сами участники, а члены тендерной комиссии как бы и ни при чем. Были попытки пойти на тендер мимо «разводящего», но тогда конкурс просто «заваливается» по какой-нибудь формальной причине и объявляется несостоявшимся.

Самое интересное, что белорусские производители знают все структуры, где так делятся тендеры, имеют доказательства этого, но бессильны что-либо изменить. По их словам, информация известна и правоохранительным органам, но никто ничего делать не хочет, так как слишком многие живут от этого жирного куска. Система всех устраивает. Более того, самая сильная коррупционная составляющая именно в тех структурах, которые призваны бороться с ней. С их стороны в отношении противников системы принимаются самые жесткие меры. Ведь в Беларуси достаточно просто возбудить уголовное дело в отношении какого-нибудь упертого директора.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров