Цены на маршрутки отпустили: Br5000 за поездку - это только начало

Елена Шемет, abw.by

Свободы в формировании тарифов на свои услуги "маршрутчики" ждали давно. Если еще пять лет назад затратная и доходная части этого бизнеса были более-менее сбалансированы, то в последние годы рентабельность сошла на нет.

Одной из причин такой ситуации как раз и явилось жесткое регулирование цен со стороны государства, которое отнесло маршрутки к транспорту общего пользования, хотя дотаций, в отличие от городского общественного транспорта, здесь никогда не получали. С началом кризисных явлений ситуация только усугубилась. Один простой пример: если в 2002-2005 годах рентабельность перевозок достигала 30-40%, то теперь хорошо, если «маршрутчики» не уходят в «минус». Кризис изрядно подкосил этот вид бизнеса: очень многие ушли, кто-то переквалифицировался, немало водителей уехало работать в Россию. К примеру, в Москве водителю маршрутки за две недели можно запросто заработать $1000. Те, кто остался, как могут «ужимаются»: речь уже идет не о развитии, а о выживании. Многие покупали машины в кредит и лизинг, а расплачиваться нечем.

Свобода, «подаренная» государством только сейчас, вряд ли оживит бизнес пассажирских перевозок. Тем более что свобода эта оказалась далеко не безграничной. Сверху поставлено условие: рентабельность перевозки не должна превышать 15%. Да и прыгнуть выше головы в этом деле трудно: если стоимость проезда поднять слишком высоко, будет просто некого возить. Поэтому на отпускание поводьев «маршрутчики» отреагировали осторожно, подняв стоимость проезда в Минске пока в пределах 1000 рублей. Однако эта мера разве что слегка взбодрит рынок, но спасением не станет.

- Стоимость проезда 4000 рублей – это самый нижний рубеж, - считает Сергей, владелец частного бизнеса по перевозкам. – При таком тарифе можно разве что уйти в незначительный «плюс», потолок – это 10, от силы 12 процентов рентабельности. Сейчас, чтобы маршрут был рентабельным, в Минске нагрузка на одну машину должна составлять в среднем 200 человек за день. Такие маршруты есть, кто возил меньше – закрылись. Для примера: в 2006-м у меня на маршруте от Уручья до Курасовщины было 28 машин, в 2010-м осталось только 8. И это притом что дальние маршруты в столице хорошо работают.

- 4000 рублей – это «стартовая» стоимость? Дальше цены будут повышаться?

- Безусловно. Сейчас мы, так сказать, нащупываем точку опоры. С одной стороны, все понимают, что при нынешних ценах на топливо, техническое обслуживание, запчасти стоимость проезда занижена. По-хорошему она должна была повышаться адекватно ценам. Но, с другой стороны, резко увеличивать цены сейчас мы не можем – люди перестанут ездить.

Можете себе представить: сейчас затраты на топливо составляют до половины выручки! И если бензин подорожает, как прогнозируют, на 40-50 процентов, то примерно настолько же в Минске увеличится и стоимость проезда в маршрутках.

- А если пассажиропоток значительно уменьшится, есть надежда на то, что перевозчики начнут демпинговать?

- Нет, снижение цен на проезд не произойдет по ряду объективных причин. Одна из них – цены на топливо. Пока они растут, ни о каком снижении речи быть не может. В таком случае проще закрыться...

Повышение стоимости проезда прокатилось и по регионам. Но там, в отличие от столицы, свои особенности ценообразования.

- Мой ориентир – цены местного автопарка, - говорит Константин Франевич, директор частной фирмы, осуществляющей перевозки по маршруту Узда - Минск. – Уйти далеко от них я не могу, потому что потеряю клиентов. Мои пассажиры – это в основном те, кто каждый день ездит в столицу на работу.

Сейчас в этом регионе стоимость проезда в частной маршрутке составляет 15 тыс. руб. и отличается от государственной всего на 1500 рублей. Зато в отличие от госпредприятия частник ездит тем маршрутом, который удобнее пассажирам, подвозит их буквально до работы и точно так же забирает.

- Прибыли сейчас, конечно, неровня тем, что были до кризиса, - сетует Константин. – Сейчас основные затраты – это топливо. И меня именно эта проблема беспокоит больше всего по той простой причине, что, если дизтопливо существенно подорожает, как обещают, я не смогу «забить» его стоимость в цену билета, если у автопарка цены останутся прежними. Максимум, который я смогу «набросить», – это 2-3 тысячи рублей. А дальше буду смотреть, что сделает автопарк. Как только повысятся цены там, я свои тоже буду поднимать, но так, чтобы не распугать клиентов. Хотя из-за нынешней ситуации, я знаю, многие уже пересели на электричку. Это хоть и самый неудобный способ добраться из Узды до Минска, но пока самый дешевый. А людям это важно.

Но вернемся в столицу. В одном из своих интервью заместитель начальника планово-коммерческого отдела ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Сосиновский отметил, что решением о свободном формировании тарифов также разрешается менять стоимость проезда в минских маршрутках в течение дня. То есть теоретически в час пик можно выставлять цену выше, днем – ниже. К этому столичные «маршрутчики» относятся с опасением и применять такой дифференцированный подход пока не собираются.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров