Белорусы бросились чинить старые вещи, потому что не хватает на покупки

"Рэспубліка"

После походов по магазинам приходишь к выводу: при нынешних ценах обновки сродни роскоши. Подтверждение тому — джинсы почти за полмиллиона рублей, зимние сапоги за полтора, а чтобы приобрести столь необходимую в хозяйстве стиральную машину, копить приходится в три раза большую сумму. При таких невеселых обстоятельствах иначе начинаешь смотреть на старые вещи: вдруг можно в них что-нибудь подправить, чтобы продолжать ими пользоваться?

Насколько часто в новых экономических условиях белорусы стали обращаться к услугам ремонта, узнала корреспондент "Р", пройдя по столичным мастерским.

Плохонький, да свой

Еще недавно белорусы склонны были менять свои старые и не очень мобильные телефоны на современные гаджеты довольно часто. К тому их подталкивали модные веяния, да и стоимость устройств позволяла их приобретать. Но уже к осени цены на те же модели, которые красовались на прилавках весной, выросли в два-три, а то и в четыре раза. Причем подорожали они не только в рублевом эквиваленте, что легко объяснить девальвацией белорусского рубля, но и в долларовом, и уж этот факт объяснению не поддается. Поэтому неудивительно, что спрос в итоге упал, смартфоны стали все чаще залеживаться на полках стационарных и онлайн-магазинов, а белорусы "донашивают" те аппараты, что были приобретены ими ранее. В случае недееспособности мобильника все чаще в ход идут старые телефоны, казалось, на веки вечные спрятанные где-то в шкафу: новый купить не по карману. При этом сломанный аппарат все чаще стараются реанимировать. Но в мастерских предупреждают: стоимость ремонта дорогого аппарата за $ 200—300 — не самая дешевая, хотя прейскурант на починку техники в отличие от новых аппаратов вырос не в разы, а в среднем всего на 50 %.

Хотя и здесь владельцы сотовых пытаются сэкономить, отвозя их не в специализированные аккредитованные мастерские, а в те, что работают с техникой в буквальном смысле слова "на коленке". Ведь, по словам специалистов, чаще всего почти всю сумму ремонта составляет стоимость услуги: как правило, 90 % поломок техники происходит из-за нарушения условий ее эксплуатации: то случайно уронили на пол, то искупали телефон в душе. Запчасти в таких случаях не нужны. И в итоге срабатывает навязанная рекламой логика: если не видно разницы, зачем платить больше, и клиент все чаще направляется в сторону несертифицированных мастерских.

В числе тех мобильных, что попадают в легальные пункты "скорой помощи" для телефонов, все чаще оказываются старые модели, детали на которые найти можно только по официальным каналам. Как констатируют столичные мастера, количество так называемого "хлама", который пережил уже 5—10 ремонтов, в последнее время увеличилось в разы. Впрочем, точно так же растет число случаев обращения в ремонтные мастерские.

"Как только курсы валют начали расти, люди сразу понесли к нам в починку старые телефоны — так, на всякий случай. Встречаются среди них и "древние" экземпляры, например модели "Siemens" десятилетней давности с монохромным экраном", — рассказывает специалист ремонтной мастерской Александр Лапиков. Рост обращений отмечают и в сервисном центре ЧТУП "Микстел" по улице Богдановича — поток клиентов прирос на 60%. Причина проста: сейчас дешевле устранить неполадку, чем покупать новый аппарат. Вместе с тем в некоторых ремонтных мастерских, наоборот, констатируют уменьшение обращений примерно вдвое. "Меньше покупают — реже обращаются к нашим услугам", — говорят в сервисном центре "АльфаLAB".

Больше-меньше

Чаще белорусы стали носить в ремонт и старую, хорошо поработавшую, но так и не отправившуюся на почетную пенсию крупную бытовую технику. В мастерских отмечают: заметно прибавилось количество именно импортной техники. Но в этом случае дело с ремонтом обстоит сложнее: детали от "дедушек"-холодильников и "бабушек"-стиралок порой не поставляют даже в официальные сервисные центры, не говоря уже о простых мастерских. Производители бытовой техники обычно полагают, что дольше 10 лет их оборудование служить не должно — его к этому сроку обычно меняют. А наши потребители живут по принципу: будет работать, пока не "умрет".

Вместе с курсом валют цены на услуги ремонтных мастерских выросли примерно на 40 %. "Однако примерно на 30—40 % по сравнению с прошлым годом прибавилось и работы", — замечают в мастерской № 76 по проспекту Независимости. Оно, в принципе, и понятно: выгоднее починить холодильник, отдав за услуги мастеру Br 1 млн, чем купить новый за Br 3—8 млн.

В то же время белорусы не торопятся нести в ремонт мелкую бытовую технику, предпочитая, по-видимому, приобретать новую взамен негодной. Стоит-то она меньше, чем новая стиральная машина. Впрочем, нежелание чинить утюги и фены можно объяснить немаленькими расценками на услуги ремонта. Да и, глядя на предполагаемую стоимость обновления, думаешь: а не добавить ли еще немного и купить прибор? В качестве еще одной причины невостребованности услуг ремонта электрочайников и пылесосов специалисты называют и тот факт, что за последние 2—3 года белорусы полностью поменяли технику на качественные новинки известных производителей, благо финансы позволяли. Вот и пользуются пока без особых проблем, обращаясь разве что по гарантии. К тому же в декабре в мастерских традиционно отмечают спад обращений клиентов.

"Обновить" гардероб

"В прошлом году в конце ноября—декабре клиентов было намного меньше, не то что сейчас, — говорит Ирина, приемщик швейного ателье. — Через наши руки проходит меньше новых, красивых и дорогих вещей, все чаще несут переделывать старые шубы, дубленки, ушивать юбки, брюки. Даже сейчас, накануне Нового года, никто не просит обрезать новый костюм, подправить вечерний наряд. Работаем со старой одеждой". По подсчетам мастеров, в швейных ателье число желающих переделать или залатать поношенные вещи на 25—50 % больше.

В то же время некоторые мастерские столкнулись с дилеммой — работать себе в убыток или закрываться. Ведь существенно выросли арендная плата, затраты на электроэнергию, отопление, да и ту же фурнитуру: кнопки, пряжки и молнии, нитки. Подобных нареканий, к счастью, нет у обувщиков. Как, впрочем, и на то, что работать теперь им приходится больше. "Поток туфель да сапог каким был, таким и остался", — говорят в одной из точек ремонта возле станции метро "Спортивная". А вот в мастерскую по бульвару Шевченко стали заглядывать на 15% чаще — так оценили увеличение объема работы мастера. Оно и понятно: в близлежащих кварталах много пенсионеров, которые несут обувь, отправленную "на покой" несколько лет назад.

поделиться

Новости по теме

    В кризис белорусы реже стригутся

    В этом году жители Беларуси стали заметно реже пользоваться парикмахерскими услугами. Если раньше люди ходили стричься, к примеру, один раз в месяц, то теперь они посещают парикмахерские раз в 2, а то и 3 месяца.подробности

Новости партнёров