Белорусы переходят на "натуральное хозяйство"

"Завтра твоей страны"

Об этом свидетельствуют изменения объемов продаж отдельных продуктов питания.

Вперед, в 1995-й!

В прошлом году белорусы купили 669 тысяч тонн мяса и мясных продуктов. Это почти на 90 тысч тонн (или на 12%) меньше, чем в 2010 году, когда было куплено 756 тысяч тонн мяса.

Впрочем, продажи мяса в 2010 году были рекордно высокими, но и падение 2011 года оказалось слишком существенным – они всего на 14 тысяч тонн превысили объемы 2005 года. Впрочем, в 1995 году, например, было продано всего 443 тысячи тонн мяса. Однако, скорее всего, это не только результат его низкого потребления в то время, но и свидетельство более развитого черного и серого рынка мяса – многие просто ездили к знакомым и родственникам в деревню и запасались мясом целыми тушами.

Не исключено, что резкое снижение объемов продаж мяса и мясных продуктов в 2011 году говорит о возможном возврате прежних тенеденций. Чтобы удешевить свою жизнь, люди стали искать возможность либо самостоятельно выращивать кур и свиней, либо покупать мясо даже не на рынке, а в той сфере торговли, которая вообще не поддается учету – прямо на личных подворьях.

Яйца упали

Характерным является и снижение объемов продаж яиц. Хотя по сравнению с 2010 годом снижение было небольшим – 3%, показатели также оказались самыми низкими за последние годы.

На 5% снизились продажи сливочного масла. Снижение его потребления – характерная тенденция последнего десятилетия. Существующий диспаритет цен на масло в Беларуси и в окружающих странах мог бы подвигнуть на его вывоз, но данные по объемам продаж такую тенденцию не показывают.

Объемы продаж сыра удержались на той же отметке, что и в 2010 году, когда они были самыми высокими за последние годы. Сохранение уровня продаж сыра на фоне снижения объемов продаж масла, возможно, также является следствием более высоких темпов роста цен на масло (на 118%), чем на сыр (106%). Также стоит отметить значительное обеднение ассортимента отечественных сыров на прилавках, особенно это касается так называемых молодых сыров более низкой ценовой группы. По крайней мере, в вечернее время во многих столичных магазинах привычного всем российского сыра практически не бывает.

Варенье vs конфеты

На фоне падения или сохранения объемов отдельных продуктов выделяется рост продаж сахара и растительного масла, что было спровоцировано несколькими приступами ажиотажа на данные продукты в связи с резким ростом цен на них, прежде всего, в первой половине года во время острой фазы валютного кризиса. Люди запасались этими продуктами, во-первых, из-за простого способа их хранения и возможности вывоза, а во-вторых, потому что сахар и растительное масло – основные компоненты домашних заготовок.

Интересно, что, несмотря на ажиотажный спрос, эти товары не достигли пика продаж. Растительного масла белорусы покупали гораздо больше в 2000 и 2005 годах, а сахара - в 1995-м и 2000-м.

Причем, сейчас вместе с увеличением продаж сахара заметно снизились продажи кондитерских изделий, которые также опустились на уровень 2000 года, сократившись по сравнению с 2010 годом более чем на 40%. В связи с этим вызывает удивление желание Белгоспищепрома открыть в Беларуси еще две кондитерские фабрики. По всему видно – первое, от чего готовы отказаться во время кризиса белорусы - от конфет, предпочитая переходить на варенье собственного приготовления.

Ажиотаж на службе торговле

Заметной тенденцией товарооборота в 2011 году стало его постоянное снижение, начиная с сентября: как месяц к месяцу, так и год к году. И хотя данные по итогам года говорят о росте товарооборота в сопоставимых ценах – на 7%, слишком бурный рост самих цен и перекосы в ассортименте могут приводить к искажениям при сравнении объемов в сопоставимых ценах. Так, например, если индексы объемов продаж по отдельным продуктам в данных Белстата показывают рост, то при сравнении данных в тоннах (помечены**), наблюдается обратная динамика.

Белорусы переходят на "натуральное хозяйство"

И если в 2012 году действительно удастся подавить инфляционные процессы, а тенденция снижения товарооборота продолжится, то без приступов ажиотажа со стороны населения выполнить доведенные показатели торговым предприятиям будет непросто.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров