Ночная драка в Бресте. Что и кто за нею стоит?

"Брестский курьер"

В ночь на 19 февраля в Бресте на ул. Советской в ночном клубе "Портал", а затем возле него произошла массовая драка двух групп молодежи. Ряд участников "битвы" был задержан милицией, часть из них после опросов отпустили, а несколько фигурантов конфликта после составления протоколов в понедельник предстали перед судом. В электронных СМИ сразу же пошли резонансные публикации о том, что драка произошла между группировками брестских "антифашистов" и "наци" (фанатов "Динамо"). Однако правоохранительные органы какую-либо "идейную" окраску в этом событии отрицают. Так можно ли проследить в ней противостояние двух группировок или же это обычная бытовая "разборка"?

Первые комментарии

Мы решили узнать мнения обеих сторон этого конфликта.

Представитель "БМ" ("Бес мазгов" - именно в такой орфографии группировка себя обозначает. – Авт.) изложил нам такую трактовку произошедшего (имя попросил не называть):

"Я уже многое прочитал в Интернете про эту драку. Чего только не пишут: и ножи, мол, были, и биты, и прочее. Из "БМ", скажем, фанатов, в этом "замесе" у "Портала" участвовало лишь двое: я и ещё один человек. Все остальные были просто знакомые, которые вступились за нас. Мы вышли покурить на входе в "Портал", там же стояли пару человек из антифашистов. Они, видимо, узнали кого-то из нас, стали выкрикивать в нашу сторону что-то, кричали: "Фашисты!"… Потом они позвонили, и подошло ещё человек десять. В итоге нас было шестеро, а их человек пятнадцать. Перцовку (газ) использовали они же, а не милиция, как я где-то прочитал. Когда они стали разбегаться, их, естественно, принялись ловить и догонять. Меня тоже забрали в милицию, однако отпустили, поскольку зачинщиками драки была не наша сторона".

А вот один из комментариев на сайтах – со стороны брестчанина-"антифа":

"Я был там, выпустили. Рассказываю. В драке участвовали: антифа - около 15 человек; "Бес мазгов" (ультраправая группировка фанатов "Динамо-Брест") - около 30-35 человек; менты - около 10 человек поначалу, потом больше, до 30. Ребята были не одной бригадой, а разделены на 2 группы, одна больше другой, прыгнули "БМ" (группировка "Бес мазгов". – Ред.). Потом менты ДОБИВАЛИ лежащего, конкретно того, кого потом госпитализировали, но из больницы вернули в ИВС! Он был жестоко избит! Но он обвиняемый, а не жертва нападения. И еще. Никто не был в масках, кастетах, с битами..."

Как видим, мнения совершенно полярные, которые не дают вполне объективной картины произошедшего.

Связались мы и с антифашистом Кириллом, брестчанином, с которым общались ранее (см. далее интервью с ним), однако на этот раз Кирилл категорически отказался дать какие-либо комментарии: "Там всё гораздо сложнее. Прочитал я и на Хартии статью… Журналисты всё только портят, поэтому я комментировать ничего и никак не стану".

Дмитрий Коровяковский, начальник криминальной милиции Ленинского РОВД г.Бреста, прокомментировал инцидент так:

"Мне уже все звонят. Я не понимаю, откуда всё это. У нас каждый день у какого-нибудь бара возникают групповые драки, потому что молодёжь не умеет отдыхать.

Кто решил, что это были какие-то разборки между фашистами и антифашистами, мне сложно сказать. Насчёт тех 13 задержанных человек, которые доставлялись в наш райотдел, мы пофамильно "кинули" по нашим спискам имеющихся "фанатов", антифашистов, и ни один из них не проходил. Они у нас никогда не "светились" в тех группировках. Мы задавали им такие вопросы, и они в райотделе сами себя не причисляли к ним.

Там был конфликт между одной компанией и другой. Получилась одна толпа, другая и куча зевак, как обычно. Приехало четыре машины. Никто слишком физическую силу не применял. Разняли, а самых активных доставили в райотдел"
.

Понятно, что каждая из сторон защищает свои интересы и высказывает свои аргументы. Можно понять и позицию правоохранителей. Однако не следует отрицать очевидное, что в этой драке у "Портала" присутствовал элемент противоречий двух группировок идейного толка. Подобная активность маргинальных слоёв общества может свидетельствовать лишь об одном: что-то неладное происходит в датском государстве…

Понедельник. суд и дело

Так что же произошло в ночь на 19 февраля в брестском развлекательном центре "Портал" и возле него?..

Дела задержанных там милицией четверых парней, отсидевших двое суток в изоляторе временного содержания, рассмотрела в понедельник, 20 февраля, в суде Ленинского района г.Бреста судья Алла Виноградова.

В ходе пояснений административно привлекаемых за мелкое хулиганство выяснилось, что компания молодых людей отмечала день рождения одного из них в ночном развлекательном центре "Портал", в частности, в его боулинг-клубе. Конечно, выпивали. Как рассказали на суде Александр Д. и Сергей Г., было уже как минимум 2 с половиной часа ночи, и они собрались идти по домам. Но когда они двинулись по лестнице, на них неожиданно напали не менее десятка неизвестных "пацанов" и стали их избивать. Притом без объяснения причин – ни за что! За них вступились приятели, но силы были неравные. Мордобойство продолжалось в фойе, и даже охрана увеселительного заведения не смогла его остановить. Кто-то вызвал милицию. Кто-то вызвал по мобильнику подмогу: "Наших бьют!"

Далее драка переместилась на улицу. На экстренный вызов о массовых беспорядках сюда съехались дежурные наряды Ленинского райотдела Департамента охраны. В массовой потасовке им, конечно, было сложно понять, кто прав, кто виноват. И они делали что могли. Милиционер Александр Г. на суде вспомнил, что "такого хамства и беспредела не видел за все 7 лет службы": разбушевавшиеся скандировали: "Вместе мы – сила!" и "Бей ментов!". По его словам, нападавшие нанесли ему несколько ударов в область головы. Другой милиционер Дмитрий В. надел наручники на сопротивляющегося Дмитрия К., который кричал: "Зачем вы помогаете "фашистам"? В свою очередь задержанный Владимир Ш. не знал, кто и за что залил его лицо газом из баллончика.

Короче, милиция усмирила две дерущиеся группы, а последних убегающих настигла на перекрёстке улиц Советской и Гоголя, в итоге доставив в Ленинский РОВД 13 человек. Как позже сообщил БелаПАН начальник управления охраны правопорядка и профилактики УВД Брестского облисполкома Геннадий Войтович, "после выяснения личности и разбирательства девять человек были отпущены. Их причастность к нарушению общественного порядка не подтвердилась". Неужели вышло так, что в суд доставили только тех, кого били, а не тех, кто бил? Как видите, бывает и такое.

Кстати, судья удовлетворила их ходатайство о приобщении к делу материалов видеонаблюдения, которое велось в "Портале". По словам Войтовича, получилось, что из четырёх задержанных – трое не работают и не учатся. В реальности, как подтвердилось в суде, вышло как раз наоборот: трое работают. В то же время представитель УВД опроверг появившуюся в некоторых электронных СМИ информацию о том, что в драке участвовали активисты нацистского движения и антифашисты. А корреспонденту "БК", присутствовавшему на судебном процессе, в этой связи вдруг вспомнилась будто бы невзначай брошенная в приоткрытую дверь фраза старшего лейтенанта милиции, конвоирующего в суде задержанных: "Антифа! Следующий!" Не иначе, как оговорился?

В конце концов судья Алла Виноградова приняла постановление о возвращении данных административных дел в Ленинский РОВД для дополнительной проверки на предмет того, не имеется ли в них состава уголовного преступления. В частности, Сергей Г. утверждал на суде, что его избили и он является потерпевшим. Во всяком случае, всех четверых административно привлекаемых освободили из-под стражи сразу после судебного заседания.

Конфликт идей на минном поле?..

Что же представляют из себя эти "организации"? Не столь давно, еще до драки у "Портала", мы решили пообщаться напрямую в Бресте с представителями этих разделенных противостоянием сторон и вышли с ними на контакт.

1. "Антифа" Кирилл: "Мы выступаем против любых теорий превосходства"

- Давайте начнем с определения того, что Вы исповедуете и почему пошли в "антифа"?

- Я антифашист, и вкладываю в это понятие обычный гражданский долг. В моей семье все придерживаются таких взглядов. Кроме того, меня заботят проблемы морального разложения молодежи, экономика, социальные и религиозные проблемы. Тем не менее, периодически приходится сталкиваться с возрастающей проблемой неонацизма.

Неонацизм – это авторитарная, иерархическая идеология, в которой нет места критике взглядов лидеров движения. В нем всё основано на бездумном иррациональном подчинении. Я недоумеваю, почему неонацисты есть в Беларуси, и хотел бы услышать внятный ответ на этот вопрос. У нас нет проблемы ни с мультикультурализмом, ни с гастарбайтерами, ни с этно-преступностью. Однако сторонников ультраправых довольно много.

С их стороны идет типичная подмена понятий на всех уровнях. Допустим, в России в проблеме с гастарбайтерами неонацисты обвиняют именно самих приезжих, а не их работодателей, которым выгодно давать работу бесправным рабочим из постсоветских государств. Значительную часть денег работодатели оставляют себе. Пронизанное коррупцией российское государство это позволяет. Отсюда выходит, что неонацисты борются со следствием, а не с причиной проблемы.

За последние годы в России неонацистами было убито немало общественно значимых фигур, таких как федеральный судья Чувашов (который выносил жесткие приговоры коррупционерам среди милиции и бандам фашистов), правозащитник Стас Маркелов (человек, благодаря которому вообще поднималась тема преступлений неонацистов), профессор-этнолог Николай Гиренко, журналистка "Новой Газеты" Анастасия Бабурова, спортсмен, охранявший рок-концерты от нападений неонацистов, Иван Хуторской (на похороны которого пришла немалая часть московской рок-тусовки), музыкант Тимур Качарава и много других уважаемых и известных людей.

Неонацистам, как показывает практика, не присуще интересоваться социо-политическими проблемами. Им свойственны такие конспирологические темы, как еврейский заговор.

- Против чего или за что Вы выступаете? Какова Ваша идея?

- Мы выступаем против любых теорий превосходства. Когда какая-либо группа людей или народ ставит себя выше других по национальным, расовым или физическим признакам. Для нас кавказские или азиатские гопники, ведущие себя неподобающим образом, ставящие себя выше представителей других народов, особенно со славянофобскими и ксенофобскими взглядами и риторикой, являются не менее опасной неонацистской силой.

- Почему происходят стычки с "правыми"? На Ваш взгляд, каких убеждений придерживаются они? Иными словами, с чем Вы не согласны в отношении "правых"?

- Все неонацисты в Бресте объединяются около хулиганской тусовки "Бес мазгов". Один из их лидеров и идеологов Дима "Упырь" постоянно участвует в нападениях и ездит на международные встречи нацистов.

Они приходят на концерты и нападают на молодежь, отличающуюся от них внешним видом и музыкальными пристрастиями. Музыканты выступают, публика отдыхает - никто не хочет никаких драк. Однако было много случаев, когда они толпой нападали на людей, избивали даже девушек, осмелившихся им ответить.

Подростки идут в yльтраправые организации, чтобы чувствовать себя частью чего-то большего, быть частью толпы и тем самым обретать свою значимость. Я редко встречал физически крепко сложенных и в то же время образованных и эрудированных "нациков". Как правило, это или низкорослые, закомплексованные "идеологи", или недалёкие метановые качки, или боксеры. Неприятно наблюдать, как они "воруют" чужие идеи. Например, комично выглядят их попытки перетянуть под свои флаги Стрейт-Эдж - движение, созданное Яном МакКеем, анархистом, панк-музыкантом, и подразумевающее осознанный отказ радикальной левой молодежи от поведения, разлагающего личность.

Также мода на "правый рэп". Получается музыка черных с расистскими текстами. Воруя чужую музыку, они пытаются переманить поклонников этой культуры под свои флаги. Сейчас у неонацистов пошла мода врать людям "не своих" взглядов. Они не одеваются, как наци-скинхэды. Они не бреются налысо. Не собираются никому ничего доказывать. Отличить неонациста сложно, т.к. сейчас для них главное - это делать свои дела. В России они действительно убивают людей. В Беларуси только избивают.

Наша цель - поднять вопрос до того, как на улицах начнется резня, как в России или Украине. Антифашисты, вопреки некоторым бытующим стереотипам, что "вокруг всё куплено и делается за деньги", продолжают заниматься социальной работой, правозащитной деятельностью из личных альтруистских побуждений. В антифашистских и либертарных кругах нет ни иерархии, ни принуждения. Приветствуются полноценные и автономные личности, способные на смелый самостоятельный поступок и думающие своей головой, а не исполняющие приказы лидера. Не "пушечное мясо", не тупые малолетки, способные на криминал под вывеской борьбы против "понаехавших". Напомню слова лидера РНЕ Александра Баркашова: "Нам нужны не задающие вопросы умники, а тупые, но сильные бойцы..."

2. "Фанатик": "Нас сплотила идея оздоровления нации"

- Вы представились под таким "именем" - "Фанатик". А как Вас определять в отношении идейном: фашист, нацист, националист?

- Я ни в коем случае не фашист. Есть среди нас люди национал-социалистических взглядов, но это никак не говорит о том, что мы приверженцы Третьего рейха или четвёртого там… Нас сплотила идея восстановления, оздоровления нации, ограждения нации от наркотиков, алкоголя, табака, разврата. Поэтому можно нас называть националистами.

- Против чего, на Ваш взгляд, выступают антифашисты?

- На мой взгляд, они, как приверженцы "левых" взглядов, придерживаются позиции, близкой к коммунизму, анархическим идеям. Они выступают против любых форм дискриминации. К примеру, они за легализацию наркотиков, за легализацию однополых браков. Мы с этим в корне не согласны, среди нас много религиозных людей, и подобные взгляды нам чужды, особенно когда они обретают практический облик. И вместе с этим, да, они выступают против дискриминации по расовому, национальному признаку, но у нас в Беларуси эти вопросы остро не стоят. Однако, как говорится, "пока петух не клюнул"…

- Вы называете себя националистами, но в качестве своей символики используете свастику и фашистское приветствие. Понятно, что общество, в котором деды и прадеды воевали с людьми, использовавшими подобную символику, будет негативно реагировать на вас.

- Наши деды тоже вовевали. Дед моего приятеля потерял на войне ногу, и мы, дети своих отцов и внуки своих дедов, благодарны им за то, что они воевали за наше будущее, за наши земли. И, на наш взгляд, мы делаем нечто похожее.

Сейчас войны ведутся иначе. Не успеешь оглянуться, как твой город заполонили наркоманы и приезжие. На примере той же Москвы это отчётливо видно. Мы стоим за светлое будущее нашей земли и наших детей. Не хотим, чтобы они были в рабстве наркотиков или в подчинении у заполонившей город иностранной этномафии.

И, конечно же, мы считаем, что приносить подобную символику в Брестскую крепость-герой – это перегиб, и мы совсем не против встретиться с теми ребятами, которые своими действиями ставят наш имидж под удар.

- А почему происходят стычки с антифашистами?

- Всё это акции возмездия. Они выследили кого-то из наших – побили. Само собой, наши ребята собираются и выслеживают обидчиков. Мы стараемся стоять друг за друга. А кто начал первым, уже, пожалуй, и не разберёшь… Однако в самом названии "антифашисты" скрыт ответ на Ваш вопрос. Они возникли, как ответ на так называемый ими "фашизм". А исходя из этого, уже можно логически предположить – кто нанёс первый удар.

- Помнится, в не столь давней разборке на Речице пострадали люди, которые не имеют отношения ни к антифашистам, ни к националистам. Разве это правильно?

- Да, с этим получился "косяк"… Это была очередная акция возмездия. Причём, собираются на эти акции люди разношёрстные, а всё свалили на группировку "Бес мазгов". Да, там были пару человек из "БМ", но не все. И это дело получило широкий общественный резонанс. Конечно же, бывает всякое, вот и на Речице получилось… как получилось. Насколько я знаю, парни, которые искали "антифашистов", подошли к тем двум ребятам, посмотрели, что те не "антифашисты", и пошли дальше. А те, в свою очередь, были выпившие и стали кричать что-то вроде: "О, так нас бить тут собрались?! Ну-ну, давай!" И получилось, что спровоцировали потасовку. Я не оправдываю поведения наших парней, но я понимаю эту ситуацию.

- Получается, что ваша "организация" представляет опасность для обычных граждан?

- Нет, наши действия не направлены против обычных граждан. Нормальные ребята из нашего круга никогда не станут нападать на простых людей.

Дело ещё в том, что кое-кто делает нам антирекламу. Ведь многие в нашем движении вышли из "околофутбола"… И вот представьте. Покупает, к примеру, 17-летний подросток себе "розу" (шарфик с символикой футбольного клуба. – Ред.), а его никто не "вписывал" в наше движение, его знать не знают. И вот этот подросток подрался с кем-то. И всё, тот, кого побили, уже кричит на всех углах, что его избил фанат, нацист и прочее в таком духе. Отморозков везде хватает, мы не в силах побороть это полностью, но предпринимаем попытки и иногда проводим "чистки" и в своих рядах, и вот среди таких вот самозваных "фанатов-националистов"…

Навскидку могу вспомнить историю не так давнюю. Какие-то ребята подрались со скейтерами и отобрали скейтборд. Мы нашли этих "драчунов" и заставили отдать скейт…

поделиться

Новости по теме

    В Бресте орудуют неонацисты?

    Кто бы мог подумать, что на земле, обильно политой кровью защитников Брестской крепости, найдут себе почву приверженцы нацистской идеологии! Об этом свидетельствуют снимки молодчиков, вскинувших руки в фашистском салюте "Зиг хайль!" и позирующих уподробности

Новости партнёров