Нужен ли Беларуси профессиональный кодекс этики?

"Ежедневник"

Ассоциация кадровиков планирует инициировать принятие профессионального кодекса этики для специалистов по персоналу. По мнению Председателя Ассоциации данный документ оставит меньше возможностей для неэтичного поведения в организациях.

«После увольнения своей сотрудницы компания осталась должна ей гонорар. Девушка очень долго вызванивала руководителя и не могла получить свое вознаграждение. Спустя какое-то время он пригласил ее за гонораром в офис, но, не впуская в само здание, сбросил ей его из окна. На том и расстались». Эта история не имела продолжение. Девушка проглотила обиду, и не стала отстаивать свои моральные права.

Все дело в том, что вопрос этики в трудовом коллективе находится за гранью трудового кодекса (в худшем случае, уголовного), и при этом в плоскости недоказуемости, считает Вадим Сорока, председатель белорусской ассоциации кадровиков. О таких проблемах сотрудники говорят неохотно, опасаясь за свою будущую карьеру. А компании в погоне за высококвалифицированным персоналом и бизнес-показателями нередко забывают о правилах приличия. Однако замалчивание этих вопросов только затрудняет решение проблемы.

По мнению, Светланы Шапоровой, директора компании HeadHanter:Беларусь, и руководителя проекта RABOTA.TUT.BY, с понятием "HR-брендинг компании" белорусское сообщество работает еще недостаточно. HR-бренд – это имидж, это позиционирование компании на рынке труда, как привлекательного работодателя. И не зависимо от того, занимается им компания или нет, имидж существует всегда. А корректировать сложившийся негативный имидж гораздо сложнее, чем выстроить его с нуля и затем поддерживать.

Мощный тренд 2011 года в России – это корпоративная социальная ответственность. Уже шестой год подряд компания HeadHanter в России вручает премию «HR-бренд года». И в 2011 году все проекты, представленные на конкурс, были направлены на корпоративную и социальную ответственность. Как внутреннюю – на повышение уровня жизни сотрудников, так и внешнюю – на информирование общественности. Например, акция против рака груди компании Avon.

В Беларуси же деловое сообщество пока занимается решением более узких вопросов, считает Светлана Шапорова.

- Белорусский бизнес больше занимается внутренней корпоративной социальной ответственностью, - считает она. – И это уже хорошо. Потому что начинать создавать позитивный имидж компании надо именно с внутренней культуры.

Бизнесу сегодня выгодно быть корпоративным и социально ответственным. Это не просто обеспечение работников достойными условиями труда, но и жизни: материальные и нематериальные бонусы, возможность карьерного роста и развития, отпуск во время каникул детей, организация удаленной работы при тяжелой болезни родных. В результате компания получает вовлеченного, лояльного сотрудника, производительность труда которого намного выше.

Вадим Сорока, председатель белорусской Ассоциации кадровиков, считает, что более эффективному функционированию деловой системы может поспособствовать принятие профессионального кодекса этики.

Трудовые отношения в Беларуси сегодня регулирует Закон об охране труда, трудовой кодекс, 29 декрет президента и ряд отраслевых норм права.

- Фактически ни в одном правовом акте, который регулирует вопросы труда, слово «этика» не звучит, - отмечает юрист, Сергей Гасоян. - Слово «уважительный» употребляется только в контексте «уважительная причина увольнения». То есть в Беларуси, по сути, понятия «этики в трудовых отношениях» на законодательном уровне нет.

Говорить об этичном отношении в коллективе нужно однозначно, это признают все эксперты. Принятие кодекса необходимо – это факт. Вопрос в другом: насколько он будет обязателен в применении? Действительно ли он будет регулировать тонкие отношения в трудовом коллективе и ему будут следовать как сотрудники, так и сами руководители? Или же это будет просто «декоративная» норма, которая будет висеть на стене в рамочке рядом с миссией компании?

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров