Сколько и за что должны платить белорусы коммунальникам?

Мария Ковальчук, "Завтра твоей страны"

Концепция государственной жилищной политики на 2012-2015 годы предусматривает доведение уровня возмещения населением затрат на услуги ЖКХ до 60, а по отдельным видам — и до 100 процентов. Но потребитель пока не знает, какова себестоимость услуг — он видит лишь цену, куда включены и издержки при работе. По карману ли белорусам стопроцентная "коммуналка" и за что на самом деле мы должны платить — карты раскрывает директор первого в Беларуси частного ЖЭСа "Аймалин М" Виктор Клименко.

— Виктор Васильевич, к концу 2011 года белорусы должны были возмещать 34% затрат на жилищно-коммунальные услуги, а возмещали только 17%. Минжилкомхоз возмущается: население мало платит за услуги. А вы как считаете: жировки надо поднимать в цене?

— Почему-то при разговорах о "коммуналке" предполагается, что речь идет об услугах на воду, газ, тепло. О самом главном — за какие деньги содержать жилой фонд — никто не задумывается. Но если в прошлом году население возмещало 17% затрат на жилищно-коммунальные услуги, то сейчас, когда цены на все выросли в 3-4 раза, эта цифра уменьшилась, как минимум, во столько же раз. И если государственные ЖЭСы государство поддерживает, то товариществам собственников, частным ЖЭСам эти затраты никто не покрывает. Лишь порядка 10% товариществ, из всех работающих в стране, получают дотации, которые, впрочем, ориентированы на нормативную себестоимость. С апреля 2012 года она увеличилась всего лишь на 13%. Остальные убытки никто не покрывает.

Получается, говорится о необходимости повышать конкуренцию в сфере ЖКХ, а делается все для того, чтобы она осталась исключительно в руках государства. Заметьте: у нас нигде не пропагандируется содержание домов за счет собственников, не рассказывается об опыте успешных товариществ. Более того, товарищества подталкивают переходить на техобслуживание в государственные ЖЭСы. Что, у государства есть лишние деньги на эти мероприятия?

— На ваш взгляд, сколько сегодня белорусы готовы возмещать затрат на жилищно-коммунальные услуги? 60%, которые заложены в концепции к 2015 году — это по силам для населения?

— В концепции нет никакой конкретики. 60% возмещения затрат — это что имеется ввиду? О каких услугах идет речь? Скорее всего, о возмещение затрат на электроэнергию, обслуживание лифтов, а про техобслуживание жилого фонда — ни слова.

Наша фирма просчитывала, во что выливается техническое обслуживание жилого дома. Оно, конечно, зависит от сложности инженерной системы, этажности, но в принципе не такое высокое, как нам пытаются сказать. Например, я сегодня плачу ЖЭСу за техническое обслуживание своей трехкомнатной квартиры площадью 63 квадратных метра порядка 22 тысяч рублей в месяц. Приблизительно столько же платят "Аймалину М" и наши клиенты. Но если эту сумму довести до 50-60 тысяч рублей в месяц для жильцов, которые обслуживаются частным ЖЭСом, — это будет стопроцентное возмещение услуг за техобслуживание дома. Много это или мало? На мой взгляд, это по силам каждому. Семейный бюджет не пострадает, если семья отчислит на техобслуживание 50-60 тысяч рублей. Но тогда и граждане будут вправе требовать от ЖЭСов адекватного содержания своих домов. Ведь именно эти деньги идут на все, что связано с обслуживанием дома, в том числе зарплату персонала и материалы.

Но когда мы говорим о возмещении затрат населением, надо четко определиться: кто и за что должен платить. Например, до сих пор нигде в нормативных документах ЖКХ нет четкого определения, что такое техническое обслуживание дома — только обтекаемые фразы: техническое обслуживание — это затраты подрядных организаций на содержание жилого дома. Но какие это затраты? Допустим, в техобслуживание входит обеспечение освещением мест общего пользования. Что имеется ввиду? В подъездах должны быть вкручены лампочки? Или сюда еще входит стоимость электроэнергии? В п.48 и 49 "Инструкции о порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг" сказано, что "затраты по договорам за другие виды услуг" (я понимаю, что сюда входит оплата за электроэнергию, потребляемую оборудованием в местах общего пользования) должны выставляться напрямую потребителю либо через квитанцию ЖЭС. Но кто-нибудь когда-нибудь выставлял собственникам квартир счета за электроэнергию, потребляемую общедомовым оборудованием? Нет, это оплачивается из средств на техническое обслуживание. И людям наплевать на то, сколько лампочек горит в их подъезде: две или двадцать.

Сегодня оплата коммунальных услуг, по сути, льгота для всех. И это огромный минус. При таком подходе в сфере ЖКХ никогда не будет порядка, потому что такая система поощряет в потребителе иждивенческие настроения.

— Вы говорите о техобслуживании. Но эта услуга — незначительная по сумме графа в наших жировках. Есть еще плата за отопление, воду… Население потянет 60% стоимости от затрат на все эти услуги?

— Это все услуги сторонних организаций, не ЖЭСов или товариществ собственников. И, например, водоканал уже сегодня за свои услуги берет с населения почти 100% оплаты. В конце прошлого года прошла информация, что лифтеры выставляют населению тоже почти стопроцентную стоимость за свои услуги.

Но, к сожалению, мы сегодня не знаем, какова себестоимость услуг, например, у водоканала, теплосетей. Нам только показывают цену на услугу, в которую включены и издержки при работе. Например, зимой прорвало трубы, идет утечка горячей воды. Кто за это платит? Только потребитель, в том числе и население, а не теплосети.

— А что предлагаете вы?

— На мой взгляд, сегодня логичнее вводить систему оплаты населением коммунальных услуг по их себестоимости с предоставлением нуждающимся адресной помощи. Помощь при этом должна распространяться на определенный объем потребляемых услуг. Выше этого объема услуги также необходимо оплачивать по себестоимости

— Но может быть, сначала надо четко сказать населению, что сколько стоит, а потом писать концепции и планировать, какой процент от затрат на услуги ЖКХ переложить на плечи населения и в каком году? Ведь государство уже несколько раз отодвигало эти сроки…

— На мой взгляд, Концепция государственной жилищной политики на 2012-2015 годы — это очередная кампания, призванная показать, что чиновники работают. Я всегда привожу пример Латвии: у них нет министерства жилищно-коммунального хозяйства, а есть департамент ЖКХ при Министерстве энергетики. Департамент — это пять сотрудников, которые управляют всем коммунальным хозяйством страны. У нас в Минжилкомхозе работает порядка 60 человек, кроме того, есть управления по жилищному хозяйству в Минске и областных центрах, есть ЖРЭО, есть ЖЭСы. А по логике ЖЭСы должны быть самоокупаемыми, подчиняться администрации района и контролироваться министерством.

— А как ваш частный ЖЭС сегодня выживает?

— Тяжело. И государственные ЖЭСы, и частные, и товарищества собственников — все работают по одним и тем же установленным государством тарифам. Но ЖЭСы имеют государственные дотации, товарищества — дотации и льготное налогообложение. Они, например, платят в Фонд социальной защиты 12 процентов, а мы — 36. Вот почему частные ЖЭСы, работая по государственным тарифам, практически терпят убытки, когда возмещение затрат на услуги ЖКХ населением сокращается. Сейчас, например, "Аймалин М" будет сокращать обслуживание жилых домов и искать иные виды работ.

Но если государство хочет, чтобы структура ЖКХ была государственной, пусть тянет этот воз.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров