Какие поправки назрели в Кодексе об образовании?

Виктор Листопадов, "Завтра твоей страны"

Кодекс об образовании планируется усовершенствовать после проведения его мониторинга, заявляет министр образования. Представители академического сообщества считают, что важно делать это с участием общественности, и предлагают три поправки, которые улучшат ситуацию в белорусском образовании.

Министр образования Беларуси Сергей Маскевич заявил участникам областного родительского собрания Минской области, что Кодекс об образовании будет пересмотрен.

— Вот уже целый год статьи кодекса внимательно изучаются на местах, проводится апробация работы учреждений образования по новому документу и, конечно же, выявляются вопросы, которые будут отрегулированы в ближайшее время. После проведения мониторинга мы выступим с предложениями по усовершенствованию кодекса, — цитирует министра БЕЛТА.

К министру есть вопрос: кто стоит за словом "мы"? Это работники министерства и районо или все же те, для кого, собственно, Кодекс писался — школьники, студенты и педагоги?

Университеты следует исключить из административной вертикали

Кодекс должен стать документом образовательного, а не административного права, предлагает профессор Владимир Дунаев. А для этого придется менять концепцию в целом.

— Чтобы общая часть кодекса стала образцом образовательного права, необходимо основываться на автономии субъектов образования, а не на схеме "начальник-подчиненный". Университеты следует исключить из административной вертикали, а ректоров сделать подотчетными академическому сообществу. Это несколько затруднительно в наших условиях, однако необходимо, — уверен эксперт.

Административная, кадровая, академическая и финансовая автономия вузов — в Беларуси чиновники от образования далеки от такого подхода. Статьи, касающейся автономии высших учебных заведений, в Кодексе нет вообще. Однако, по мнению профессора Дунаева, если в ближайшее время хотя бы не обозначится вектор перемен, то через три года вопрос о вступлении Беларуси в Болонский процесс может даже не обсуждаться.

Решающим фактором при принятии решения отложить вопрос присоединения Беларуси к Болонскому процессу, стало как раз не отсутствие архитектуры высшего образования (системы бакалавр-магистр), а конфликт ценностей. Академическая свобода, институциональная автономия и общественное участие в управлении высшим образованием — вот принципы Болонского процесса, которыми у нас пренебрегают, считает эксперт.

Кодекс дискриминирует язык титульной нации

Основной недостаток документа в том, что он не поддерживает права тех, кто хочет получать образование на белорусском языке, замечает председатель гражданской инициативы "Рада белорусской интеллигенции", педагог Владимир Колос.

— Это вопиющий факт. Уничтожаются школы, где обучение ведется на белорусском языке. В стране нет ни одного университета, где можно было бы получить высшее образование на белорусском. Так дискриминируют язык титульной нации. А руководство Минобразования ссылается на недостаток финансирования, что я считаю цинизмом, который характеризует отношение к белорусскому языку, — говорит эксперт.

Заместитель министра образования Казимир Фарино на недавней пресс-конференции, отвечая на вопрос, может ли быть принято решение об обязательном изучении в школах истории и географии Беларуси на белорусском языке, действительно заявил, что это не планируется, поскольку потребуются значительные финансовые и кадровые ресурсы. На издание учебников по истории Беларуси для всех параллелей потребуется более 10 млрд. рублей, на учебники по географии Беларуси, которая изучается только в 10-м классе, — еще 1,3 млрд.

Кодекс не годится, чтобы ставить образование под контроль общества

Кодекс об образовании принимался без активной общественной дискуссии, отмечает Владимир Колос, и предлагает, коль уж зашла речь о мониторинге документа, эту дискуссию провести.

— В Кодексе не прописаны права родителей, учительства и механизм общественного контроля школы. Согласно документу, управление образованием идет строго по вертикали. Школа вписывается в вертикаль и не более того. При этом родители, ученики, преподаватели и школьники должны лишь выполнять директивы, спущенные сверху. Это одна из проблем Кодекса и системы образования в целом, — считает эксперт.

По его мнению, переход с 12-летнего образования на 11-летнее, отмена профилей обучения могли быть так легко отменены в 2009 году именно потому, что механизма общественного контроля не существует. А реформы образования должны проходить в согласовании с обществом.

Директор образовательного центра "Пост" Александр Королевич иллюзий относительно общественной дискуссии по содержанию и выполнению Кодека об образовании не питает, хотя за нее и выступает:

— К сожалению, в Беларуси пока что мало примеров общественных дискуссий. Не так давно обсуждался, к примеру, Закон об альтернативной воинской службе. Однако это ни к чему не привело. Трудно привести пример общественных дискуссий, которые смогли бы что-то изменить в Беларуси.

Неформальное образование нуждается в легализации

В сфере неформального образования следовало бы ввести определение дополнительной спецификации, чтобы можно было легально предлагать программы.

— Наша образовательная деятельность не регламентируется никакими документами, и мы порой сталкиваемся с тем, что нам отказывают либо в поддержке проектов, либо в регистрации иностранной безвозмездной помощи, ссылаясь на то, что наша деятельность в сфере образования взрослых как будто не легитимна, — рассказывает Александр Королевич.

При этом директор образовательного центра "Пост", что работа дополнительного образования не должна быть излишне регламентирована — такой подход только навредит ей.

— Если мы вдруг попадем под жесткие ограничительные нормы, нам будет еще сложнее. Важно не перегнуть палку, — отмечает Александр Королевич

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров