Студенты платят за все, кроме качества образования

"Белсат"

Плата за высшее образование в Беларуси выросла второй раз с начала 2012 года. Сейчас обучение на дневном отделении БГУ стоит $1,5 тыс. в год. Но вряд ли это значит, что и качество образовательных услуг выросло. За что же студенты будут платить больше?

Почувствуйте разницу

За последние годы цены на обучение в белорусских университетах растут, как бешеные. Так, в БГУ еще в сентябре 2010 г. дневное отделение в среднем стоило Br5,22 млн, а в июне 2012 г. – уже Br12,7 млн.

Если исходить из новых цифр, то наш БГУ оценивает свои услуги на $300 скромнее главного вуза Польши – Варшавского университета. Там за год обучения на дневном отделении экономического факультета нужно заплатить 6600 злотых, или $1882. Наши студенты-экономисты заплатят $1540 в год. При небольшой разнице в ценах качество образования в БГУ активно требует улучшения.

Мировой рейтинг вузов-2012 поставил Белорусский государственный университет на 843-е место (368-е в Европе). Варшавский университет в этом же рейтинге занимает 354-е место (145-е в Европе).

Диплом как услуга

О качестве образования не приходится говорить, когда ты получаешь его за бюджетный счет. Государство тебя учит – будь благодарен и отработай распределение. Однако сегодня более половины студентов вынуждены оплачивать обучение. И здесь на первый план выступает не благотворительность, а рыночные отношения.

Студент – это клиент, а университет – сервис, учреждение, оказывающее образовательную услугу за определенную плату. Не настало ли время взвесить, насколько качество услуги соответствует ее стоимости?

Белорусские университеты переоценивают стоимость своих образовательных услуг – и вообще, в формировании цен фактор качества образования не играет определенной роли. Абсурдно, но так и есть. Такого мнения придерживается эксперт Агентства гуманитарных технологий, доктор педагогических наук Светлана Мацкевич.

"Клиентам только так кажется, что они платят за качество образования, – и это правильно. Однако менеджмент образования, который сейчас существует, пока этого никак не связывает. Рыночные процессы, финансирование вуза – это одно, а учебный процесс, качество образования – это совсем другое. Есть определенная прагматика – на выживание. Ведь теперь условия существования университетов незавидные: сокращение бюджетного финансирования, количества студентов. И менеджеры, привыкшие управлять по-старому, они финансовые проблемы закрывают за счет студентов", – говорит Мацкевич.

Университеты до сих пор не успели сформировать новых источников финансирования деятельности, кроме как за счет бюджета и студентов. Такие источники, как научная деятельность, грантовая деятельность, международное финансирование, не актуальны в наших вузах. Поэтому менеджеры предпочитают "доение" студентов.

Как "отбить" средства?

Соответствие стоимости обучения его качеству – задача прежде всего самих клиентов. Эксперт полагает, что университеты надо понудить к этому.

"Граждане, оплачивающие образовательную услугу, должны рассматривать это действительно как услугу, а себя – как потребителей. В соответствии с законом о защите прав потребителей надо инициировать иски по причине низкого качества оплаченной услуги. Однако на сегодня таких прецедентов нет", – говорит Светлана Мацкевич.

Прежде всего, здесь причиной выступает мышление студента: если подать в суд, то нужны доказательства низкого качества образования, а какие это могут быть доказательства? По мнению специалиста, доказать, что качество образования низкое, студенту и его родителям довольно сложно, тут надо обращаться к экспертным службам. А таких независимых структур у нас нет. Да и в ходе развития конфликта у университета всегда есть возможность избавиться от студента.

Самая большая проблема сейчас в том, что отношения между клиентами и высшими учебными заведениями мы не можем переносить в правовое поле.

"Поэтому сложилась ситуация, когда граждане остаются функционально необразованными, а вузы паразитируют на этом", – говорит эксперт.

Как говорит Светлана Мацкевич, остается надежда на реформу всей системы – если сверху будут выстраиваться новые отношения между гражданами и учреждениями образования.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров