Как путешествовать за небольшие деньги

Полина Легина, "Белорусы и рынок"

Транспортные тарифы постоянно повышаются, но найти лазейки для экономии всегда можно.

Минск - отличная исходная точка для путешествий. Отсюда можно отправиться в любом направлении и за ночь в поезде или в автобусе добраться до Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Варшавы, за три часа - до Вильнюса. Из литовской же столицы открываются просторы Европы: они действительно стали доступны многим белорусам благодаря бюджетным авиакомпаниям. Много интересных дорог и внутри страны: несмотря на постоянно дорожающий проезд, они остаются довольно дешевыми. Главное - правильно разработать маршрут и выбрать транспорт. Вот несколько личных наблюдений автора за особенностями цен.

За рубеж - автобусом, по стране - поездом

Автобусом целесообразно пользоваться на международных маршрутах и абсолютно невыгодно - для поездок внутри страны. Выбирая на международном направлении автобус, экономишь по сравнению с плацкартом почти 40%. Например, путешествие из Минска в Киев рейсовым автобусом обходится в 190-220 тыс. BYR. Та же дорога ночным поездом в плацкарте будет стоить 340 тыс. BYR, за ночь в купейном вагоне придется выложить больше 550 тыс. BYR.

Съездить на автобусе в Москву и вернуться стоит нынче от 430 тыс. BYR. Это немногим больше, чем дорога в один конец самым дешевым поездом Брест - Москва: за место в плацкартном вагоне касса БЖД возьмет около 380 тыс. BYR. Умножьте на два, если решите ехать по железной дороге туда и обратно.

Такая же закономерность и при путешествии в северную столицу: круговая поездка Минск - Санкт-Петербург - Минск по автотрассе стоит 570 тыс., самым дешевым поездом и только в один конец - 415 тыс. BYR. Конечно, ночь в вагоне перенести легче, чем сидя в автобусе, но те, для кого экономия денег принципиальна, терпят и не жалуются.

Аналогичная ситуация и с автобусами европейских перевозчиков, отправляющихся из Вильнюса. Они дешевле, чем поезда, уходящие из литовской столицы, и чем белорусские поезда сообщением со странами Евросоюза. К примеру, купленный в Интернете билет на автобус Вильнюс - Рига - Вильнюс обойдется в 29 EUR, прибавьте еще 16 EUR на билеты в сидячем или общем вагоне поезда Минск - Вильнюс, итого 45 EUR. Путешествие же плацкартом прямиком из белорусской столицы в латвийскую и обратно будет стоить порядка 760 тыс. BYR, или почти 75 EUR. Сэкономленные 30 EUR - считай, половина шенгенской визы - не такая уж мелочь для белорусов.

Правило "международный автобус дешевле поезда" не распространяется только на один из самых популярных маршрутов: Минск - Вильнюс. Проезд в сидячем вагоне поезда туда почти на 40 тыс. BYR дешевле.

Пропасть между автобусными и железнодорожными тарифами еще больше бросается в глаза, когда начинаешь сравнивать стоимость билетов по внутриреспубликанским направлениям: они отличаются в разы! Но здесь уже в пользу поезда. К примеру, доехать до "Славянского базара" в Витебске на автобусе стоит около 80 тыс. BYR, в плацкарте - 24 тыс. BYR с учетом последнего подорожания. В общем вагоне - почти вполовину дешевле.

Поездка автобусом в Гомель вообще доходит до 91 тыс. BYR, в то время как поездом это менее 30 тыс. BYR. В целом на фоне прочих тарифов внутренние железнодорожные даже после 20-процентного повышения выглядят довольно гуманно.

Через Киев и с пересадкой

Расценки на проезд по железной дороге внутри страны на социально доступном уровне держит и Украина. Этим пользуются белорусские туристы, желающие сэкономить на поездке в Крым, Одессу или любую другую точку страны. Надо добраться до удобного украинского города и пересесть в поезд украинского формирования.

Считаем стоимость поездки в Крым: порядка 400 тыс. BYR на автобусе до Киева и обратно и от 206 гривен за дорогу Киев - Симферополь - Киев (плацкарта начинается от 103 гривен в одну сторону). Итого чуть больше 600 тыс. BYR за путь в оба конца. А сколько нынче на поезде из Минска в Симферополь съездить, видели? Больше 560 тыс. BYR в одну только сторону. То есть экономия при пересадке в Киеве - почти двукратная. Чуть меньше, но тоже существенно экономишь на дороге в Одессу, делая пересадку в Киеве из автобуса на поезд: 570 тыс. против 980 тыс. BYR. "Бонусные" деньги можно с легким сердцем потратить на развлечения и сувениры.

Особо азартные путешественники пересекают белорусско-украинскую границу на дизеле и выигрывают еще больше. Но для этого надо хорошо знать расписание пригородных поездов и располагать достаточным количеством времени на пересадки.

Еще одна загвоздка при таком способе путешествий в Украину: забронировать или выкупить билет на поезд из дома вам вряд ли удастся. Сайт Украинской железной дороги подключен к технологии защиты Verified by Visa, поэтому сервер оплаты отказывается принимать белорусские пластиковые карточки. Банков-эмитентов, подключенных к этой услуге, в Беларуси раз-два и обчелся, но и их карточки сайт uz.gov.ua не пропускает. Друзья рассказывают, что им удавалось провести платеж с карточки российского банка, но ее надо иметь. Иначе придется отправляться в дорогу наобум в надежде купить билет в кассе в день отправления. Шансы на это, кстати, очень велики: Украинская железная дорога оперативно добавляет в состав вагоны по мере того, как билеты раскупают.

Лоукост-комбинация

И, наконец, самолеты. Тем, кто однажды попробовал летать из Литвы самолетами лоукостов (бюджетных авиалиний) за 20-30 EUR, бывает трудно заставить себя платить в 10 раз дороже за услуги обычных авиакомпаний. Италия, Испания, Великобритания, Швеция, Норвегия и другие великолепные страны открываются любому обладателю визы, небольших сбережений и терпения. Для того чтобы найти дешевые авиабилеты, порой нужно не один час просидеть на сайтах перевозчиков. Но оно того стоит.

Те, кто таким поиском занимался, наверняка обратили внимание: довольно трудно построить тур выходного дня. Если, допустим, билет Вильнюс - Рим вы находите за 20 EUR, то будьте уверены, что обратный полет спустя 2-3 дня авиакомпания предложит за все 100 EUR. Дешевая дорога домой откроется, допустим, только спустя две недели. Но и на эту хитрость бюджетных авиакомпаний есть противоядие: другие бюджетные авиакомпании. При выборе дат путешествия имеет смысл комбинировать перевозчиков. Благо из Вильнюса летают несколько лоукостов.

Если же лететь надо туда, где лоукостов нет и в помине, то пространство для маневров сужается, но все-таки остается. Перед тем как купить билет на прямой рейс в нужную точку, имеет смысл поинтересоваться ценами на рейсы с пересадкой. Зачастую они бывают значительно дешевле прямых, потому что тут вступает в силу закон конкуренции. Когда у пассажира есть выбор, как добраться, допустим, до Астаны: через Москву или через Киев, авиакомпании склонны за клиента бороться.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров