Как не стоять часами в очереди на границе

Павел Мицкевич, Геннадий Можейко, Инна Кочеткова, "Комсомольская правда в Белоруссии"

Варианты есть: купить место в очереди, перейти границу пешком, оформить разрешение на внеочередной проезд.

Украина

Подростки продают места в очереди


В разгаре лета горячая пора наступает и на пункте пропуска Новая Гута на трассе Гомель - Чернигов. В минувшие выходные очередь с белорусской стороны на выезд в Украину достигала 300 автомобилей! Правда, в будние дни поток заметно снижается.

Машины под палящим солнцем ужасно разогреваются, поэтому люди выходят на обочину и стоят в теньке. Перекусить здесь особо негде, только если сходить в деревенский магазин - это примерно полкилометра от таможни. Туалет есть только на самом пункте пропуска, поэтому почти все в очереди ходят справлять нужду в лес.

Поспать в многочасовом ожидании тоже не получится: каждые десять-двадцать минут очередь передвигается. Тех же, кто заснул, теряют свое место - задние обгоняют и занимают образовавшиеся пустоты.

По наблюдениям "Комсомолки", если не большинство, то, по крайней мере, половина машин с российскими номерами. Почти все они направляются на отдых в Крым. Странно, но мало кто знает о других пунктах пропуска, через которые рекомендует пересекать границу Госпогранкомитет.

- Нет, не слышали. Мы только эту трассу знаем, - говорят россияне.

- А зачем туда ехать? - отвечает другой российский водитель. - Большой круг надо делать. А вдруг там тоже очереди. Поменяю шило на мыло.

- А почему из России в Украину напрямую не едете?

- Можно по брянской трассе. Но там очереди еще большие, люди по восемь часов стоят.

Оставить машины на стоянке, перейти границу пешком и поехать дальше на автобусе - не вариант. Ведь большинство едут к морю семьями и с кучей вещей. Единственный выход для тех, кто не хочет делать круг к другому пункту пропуска, - ждать. Правда, можно воспользоваться предложением... местных подростков. Деревенские дети решили использовать ситуацию и подзаработать. Они на велосипедах занимают места в очереди, за несколько часов вместе с машинами продвигаются ближе к таможне, а там продают свои места! Услуга рассчитана в основном на россиян. Такса - тысяча российских рублей за место (около 30 долларов. - Ред.). Иначе ждать в очереди приходится до пяти часов.

Не лучше ситуация и с украинской стороны, на въезде в Беларусь. Ведь многие с моря уже возвращаются.

- Мы стояли около пяти часов, - рассказывает минчанин Николай Бенько. - Я лично не хотел ехать на соседний пункт пропуска, потому что устал и плохо знаю другую трассу.

- Таможенники и пограничники работают хорошо, претензий нет. А для россиян, может, сделать отдельный пункт пропуска? - предлагает гомельчанка Юлия Сивец. - Они едут в Крым через Беларусь, потому что для многих так ближе, и дороги у нас лучше.

Совет "КП"

Как быстрее?


Альтернативой пункту пропуска Новая Гута, который стоит на прямой трассе к морю, могут стать два других пунктов пропуска в Гомельской области - Комарин и Веселовка. В обоих случаях по пути из Гомеля в Чернигов круг нужно сделать примерно в сто километров, зато ждать не придется - там очередей почти не бывает. Можно переехать границу и в Александровке - этот пункт пропуска работает только для граждан Беларуси и Украины. Россиян там нет.

Литва

Белорусы реже ездят, но дольше стоят


Традиционно литовское направление - самое перегруженное. По данным Погранкомитета, поток людей в первом полугодии (если сравнивать с тем же периодом прошлого года) снизился на 8%. Но это ситуацию не спасает.

В прошлую пятницу в Каменном Логе в очереди на выезд стояли 60 - 70 легковых (или "маленьких", как говорят дальнобойщики) авто. Ждать здесь приходится часов 7 - 8. Кто-то закрывается в салоне, включает кондиционер и смотрит фильм на ноутбуке; кто-то тусуется на улице, попивая пиво и общаясь с "соседями". Иногда в очереди поднимается шум - это люди возмущаются вклинившимися бензовозами.

- Подъезжает характерный такой "Пассат"-бензовоз, а ему уже дружки заняли место в очереди, - говорит Евгений, отстоявший в очереди восемь часов. - Сразу поднимается шум и начинаются разборки. Заканчивается тем, что приходит пограничница и выгоняет бензовоза из очереди. Еще говорят, что после звонка на горячую линию Погранкомитета очередь начинает двигаться быстрее.

Дальнобойщики ждут своего часа еще дольше. В прошлую пятницу корреспондент "КП" измерил очередь из фур - 13 километров! Если считать, что длина фуры примерно 16 метров, а расстояние между ними - 4 метра, получается, что в очереди - примерно 600 - 700 грузовиков. Но на официальном сайте Госпогранкомитета указано, что в очереди стоит всего 420 грузовых машин.

- Мы обновляем данные об очередях каждые два часа, - объясняют пограничники. - Но поймите, если речь идет о многокилометровых очередях грузовиков, точно подсчитать их количество иногда не представляется возможными.

- Мы стоим уже почти сутки, - говорит дальнобойщик из Смоленска. - Но осталось уже немного. Думаю, к ночи уже будем на литовской стороне.

Автомобильный термометр в это время показывал плюс 33 градуса. Спрятаться от солнца практически негде. Кто-то устроился в тени кабины, кто-то обливается водой из бутылки. Если одна из машин не продвигается - значит, водитель спит. Остальные не обгоняют, а терпеливо ждут:

- А какая разница, все равно раньше не приедем! - говорят дальнобойщики.

На всем протяжении очереди - только один биотуалет. Он стоит у самого шлагбаума.

- В туалет ходим в ближайший лесок, - признаются дальнобойщики. - Хорошо, что хоть мусорные контейнеры вдоль трассы поставили.

С водой и продуктами проблем нет - опытные водители запасаются провизией заранее.

- Если что, всегда коллеги выручат, - говорят водители. А на вопрос о причинах таких небывалых очередей большинство водителей лишь пожимают плечами: мол, так бывает... Но "Комсомолке" удалось выяснить причину грузовой "колейки" - так дальнобойщики называют очередь. Оказалось, что водители фур, как и водители "маленьких" машин, перевозят в баках топливо. Причем в промышленных масштабах! На польской границе ограничение по топливу - 600 литров. На литовской такого лимита нет, можно везти полные баки. В оригинальные баки фуры можно залить до 1200 литров соляры. А многие ставят баки увеличенной емкости - можно провезти полторы тонны топлива.

- Литва - единственная страна Евросоюза, у которой нет ограничения по ввозу топлива в баках, - рассказали "Комсомолке" в пресс-службе Госпогранкомитета Беларуси. - По нашим данным, большинство фур, которые стоят на границе, груз не везут. А цель у водителей одна - вывезти в баках дешевое белорусское топливо и продать на той стороне.

Совет "КП"

Как быстрее?


1. Выбрать более отдаленный и менее популярный пропускной пункт.

Казалось бы, все просто - на сайте Погранкомитета gpk.gov.by вы сразу видите и основные пункты пропуска через границу, и количество автомобилей в очереди. Например, через популярный Каменный Лог во вторник днем возможности въехать в Литву ждали 100 легковушек, тогда как в Беняконях - всего-то 10!

Но вам придется сделать крюк в 60 км, а значит потерять время и денежки на топливе. В этот момент большинство из туристов решает: а ну его, попробуем через массовые пункты пропуска проскочить. Извольте, из опыта недельной давности: пока знакомые стояли в Каменном Логе по 4 - 5, а то и по 8 (!) часов, мы потратили всего полтора часа на дорогу до Беняконей. Дорога, правда, однополосная, с бесконечными светофорами, ухабами, в состоянии ремонта. Зато на самом пункте пропуска машин было… ни одной! Согласитесь, полтора часа в движении (пусть и не в самом приятном) в любом случае лучше нескольких часов мучительного ожидания в бесконечной очереди перед пограничным шлагбаумом.

2. Перейти границу пешком.

Так часто поступают туристы, которые летят через Вильнюс на курорты. Можно попросить родственников-знакомых привезти к погранпереходу на машине, затем взять чемодан и перейти границу пешком. Переход со всеми проверками займет около получаса. Как правило, на литовской стороне можно словить попутку, которая буквально за 10 - 20 литов подвезет до Вильнюса. Можно заранее заказать по интернету литовское такси, которое довезет до центра Вильнюса или прямо до аэропорта.

3. Оформить разрешение на внеочередной проезд.

Если доказать Госпогранкомитету, что вам по работе нужно часто ездить за границу, можно оформить платный пропуск, дающий право не стоять в очереди. Для этого вы должны работать, а лучше возглавлять организацию, ведущую внешнеторговую деятельность. Стоит пропуск 30 базовых величин (350 долларов) в год и оформляется только на один погранпереход. Работает он, естественно, только с белорусской стороны - на обратном пути придется стоять очередь со всеми. Аналогичная услуга есть и у литовских пограничников, поэтому можно попробовать оформить и литовский пропуск.

4. Сообщить о том, что в машине дети.

По правилам, в автодорожные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска без очереди пропускаются лица, следующие с детьми в возрасте до трех лет. Если в вашей машине есть такие, нужно обратиться к пограничнику и по его команде въехать на территорию пункта пропуска вне очереди. Само оформление происходит на общих основаниях в порядке очереди.

Польша

Легче пройти границу утром в будни


Ситуация с очередями на польской границе сейчас не такая сложная, как на литовской. Меньше всего очередей по утрам в будние дни. К выходным на некоторых погранпереходах могут скапливаться автомобили - многие ездят на уик-энд за покупками в Белосток и Варшаву. Тем не менее ехать на погранпереход, который не по пути, но менее загружен, смысла нет - по времени получится одинаково. Если вы собрались из Минска в Варшаву, пересекайте границу в пункте пропуска Брест - Тересполь (Варшавский мост). Сюда приезжает много машин, но благодаря хорошей пропускной способности очередь пройдет быстро. Если на Варшавском мосту дело будет совсем плохо, можно поехать на Домачево - до него всего 40 километров.

Совет "КП"

Как проехать быстрее


Информацию об очередях можно посмотреть на сайте gpk.gov.by - она обновляется каждые 2 часа. На погранпереходе Брест - Тересполь можно даже посмотреть картинку с вебкамеры. Так вы сможете сориентироваться, где лучше пройти границу. Информация об очередях с польской стороны есть на сайте польских пограничников granica.gov.pl.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров