"Происходит уничижение учителя во всех отношениях"

Виктор Листопадов, "Завтра твоей страны"

В наступающем Году бережливости оптимизацию расходов на образование в Беларуси начнут с учителей. Их зарплату обещают увеличить, а набор в педвузы снизить. Что при этом возрастет: кадровый голод в школах или престиж труда учителя?

В школу не возьмут тех, кто "не горит" на работе

Высшие учебные заведения, готовящие учителей, заканчивают сейчас в два раза больше выпускников, чем два десятилетия назад: в 1990 году было 4,7 тысячи выпускников педвузов, в 2012-м — уже 9,9 тысячи, в то время как количество школьников уменьшилось с 1,5 млн. до 912 тысяч человек

— Более трети молодых педагогов из профессии уходит через 2-3 года, — утверждает вице-премьер Анатолий Тозик.

Его вариант решения сложной задачи: прием в педвузы сократить и повысить планку для абитуриентов, возможно, с помощью введения обязательных рекомендаций педсоветов школ. За счет сокращения студентов, по мнению вице-премьера, можно будет решить многие вопросы: например, увеличить стипендии студентам наиболее востребованных педагогических специальностей, обеспечить всех иногородних общежитиями, повысить заработную плату учителям.

Соотношение учителей и учеников в Беларуси самое нерациональное в Европе, а может быть, и в мире, признает министр образования Сергей Маскевич: на одного ученика приходится гораздо больше учителей, чем в странах-соседях — Литве или Польше. Вывод министра:

— Нам не надо готовить за счет бюджета шесть тысяч педагогов, а достаточно четырех тысяч. В учителя должен прийти тот, кто будет "гореть" в работе.

Средняя зарплата учителя за два года снизилась на 95 долларов

Именно о повышении престижа профессии, зарплат учителей и хороших условиях учебы говорили чиновники, когда в 2008 году переводили среднюю школу на 12-летнее обучение. И что из этого получилось?

По данным Минобразования, текучесть кадров в отрасли составляет 7—8%. После распределения меняют место работы около 30% молодых специалистов.

Средняя зарплата учителей в Беларуси за неполные два года снизилась на 95 долларов. Если на конец 2010 года в долларовом эквиваленте она, по данным Белорусского профессионального союза работников образования и науки составляла 427 долларов, то в октябре 2012-го — 332 доллара.

— Мы стараемся зарабатывать, но все-таки мы — государственная отрасль, которая требует большей государственной поддержки в связи с возможностью бюджета. Профсоюз с осторожностью относится к введению в Беларуси системы подушевого финансирования, когда учреждения общего среднего образования получают деньги в расчете на каждого ребенка, — прокомментировал ситуацию председатель профсоюза Александр Бойко и предложил как одну из возможностей оптимизации — увязать качество работы с оплатой труда посредством увеличения оплаты за категории. Однако этот вопрос еще не решен.

Чиновникам ни за что не утолить кадровый голод в школах

И на этом фоне министр образования заявляет, что через пять-шесть лет профессия педагога будет одной из самых престижных в Беларуси. За счет чего?

Снова обещают увеличить денежное довольствие.

— В 2013 году за счет оптимизации сети учреждений образования, а также развития различных форм внебюджетной деятельности и бюджетной поддержки планируется повысить заработную плату педагогов, — заявляет Сергей Маскевич.

Министр считает, что заложенное в проекте новой редакции правил приема в вузы право поступать на целевую контрактную форму подготовки без сдачи ЦТ для медалистов и лауреатов республиканских и призеров областных олимпиад привлечет в педагогические вузы наиболее талантливую молодежь.

Однако планы чиновников могут разбиться о нежелание абитуриентов идти на педагогические специальности и работать в школе. Учитель русского языка Анжелика Салонович несколько лет совмещала работу в школе и репетиторство. А в этом учебном году после первой четверти ушла из школы, потому что устала того, что "учитель виноват во всем". Чтобы "без нервов учить тех детей, которые хотят учиться". В целом у учителя нет стимула учить, а у ученика учиться — таков вердикт учительницы.

— На мой взгляд, все беды начинаются с общей организации жизни в стране, что отражается на семьях, детях и учителях, — считает Анжелика Салонович. — Родители плохо воспитывают детей, а учителя плохо учат. Школа не готовит к вузу, а дети уходят за знаниями к репетитору. В школах текучка кадров — учителя меняются и требования становятся другими. Знания не приведены в систему.

Вместо этого — море воспитательной работы и обязанностей, которые не имеют отношения к образовательному процессу. После гибели ребенка около одной из минских школ учителей заставили организовывать отряды "Стоп-менов".

— Мне кажется, что эффективнее было бы поставить около школ сотрудников ГАИ, а не учителей. Школа навязывает учителю несвойственную функцию — и правоохранителя, и социального работника. И это не способствует престижу учительской профессии, — считает Анжелика Салонович.

Многие учителя высказывают недовольство зарплатой, так как получают около 3,5 миллиона, работая больше, чем на ставку.

— Происходит уничижение учителя во всех отношениях. Я могу констатировать в целом в обществе негативное отношение к учителю, которого больше не воспринимают как человека, который учит. И, знаете, в школу мне совсем не хочется возвращаться, — подытоживает Анжелика Салонович.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров