Что губит здоровье наших детей?


Что губит здоровье наших детей?

Почти 15% белорусских школьников имеют хронические заболевания. Среди основных рисков для здоровья — неправильное питание и перегрузки в школе.

Некоторые дети еще в возрасте до года едят чипсы

Результаты исследования "Изменение знаний, отношения и существующих практик в сфере развития детей от 0 до 7 лет и образования родителей", проведенного Детским фондом ООН ЮНИСЕФ и Министерством образования в 2012 году, показали: 80,8% родителей считают, что кормят ребенка правильно. Хотя белорусские дети слишком рано узнают вкус очень многих продуктов, которые и взрослым есть не рекомендуется.

Средний возраст, с которого малышам начали давать газированные напитки, составляет около 31 месяца, грибы — 39 месяцев, копченые продукты — около 30 месяцев (13,1% родителей отметили потребление копченых продуктов детьми в возрасте до 12 месяцев). Есть чипсы дети начинают в среднем в 11 месяцев, шоколад и сладости — в 16 месяцев.

В детском саду, где дети проводят больше восьми часов в день, они потребляют, например, лишь 93% от нижней границы нормы физиологической потребности в белке, а поступление белка животного происхождения составляет 82,1% от нижней границы нормы.

Дети получают лишь 62,9 % от рекомендуемого количества кальция, 60,2 % — фосфора, поступление магния и железа составляет 104,9 и 97,9 % соответственно. Если в семье не корректируют рацион малыша, удивляться, что дети не могут сохранить здоровье, не приходится.

Школьный возраст — время основного удара по детскому организму

К 15 годам процент белорусских школьников с хроническими заболеваниями увеличивается в два раза по сравнению с детьми дошкольного возраста. По итогам профилактических осмотров в 2012 году 85,5% школьников имеют 1-ю и 2-ю группы здоровья (из них 27,3% признаны абсолютно здоровыми), 14,5% детей имеют хронические заболевания.

В этот период, как отмечается в материалах Белорусской медицинской академии последипломного образования особенно возрастает роль "школьного" фактора.

Результаты научных исследований свидетельствуют, что существенное увеличение объема образовательной нагрузки чрезмерно перенапрягает детский организм. А это грозит повышением заболеваемости и формированием хронической патологии.

Кто может повлиять на сохранение здоровья детей в школах? Учительница средней школы Татьяна С. отмечает, что у детей уже сформирован алгоритм поведения. И школа не в состоянии что-то изменить:

— Что я могу как классный руководитель сделать для здоровья своих учеников? Из практических вещей — чаще проветривать класс и следить за безопасностью в школе. Я даже не могу обеспечить детям то место в классе (не далее определенной парты), которое рекомендуют врачи. У меня 8 человек должны сидеть в среднем ряду не далее второй парты из-за сильной прогрессирующей близорукости, а таких мест в классе всего четыре.

Согласно анализу БелМАПО, за время обучения в школе отмечается значительный рост распространенности нарушения осанки с 26,4% у учащихся 1 классов до 75,8% у учащихся 11 классов. В гимназиях доля детей с нарушением осанки возрастает с 21,1% среди учащихся 1 классов до 82,1% у учащихся 11 классов.

— Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 40%, а среди старшеклассников до 85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (10-15%) компенсируют дефицит движений, чего явно недостаточно для профилактики отклонений состояния здоровья учащихся, — отмечают специалисты БелМАПО.

Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ ведет к перегрузкам и негативно сказывается на здоровье учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обучения должно оставаться состояние здоровья школьников. В условиях современной школы для преодоления нарастания функциональных нарушений у школьников, процесс образования нуждается в оздоровлении, настаивают медики.

Дети в школе могут ничего не делать, но сильно уставать

Репетитор Евгений Ливянт обращает внимание на неправильную организацию школьной жизни: ученики часто "ничего не делают, но очень устают".

— У детей накапливается физическая и психологическая усталость, хотя многие из них бездельничают, находясь в школе 7-8 часов в день. Ничегонеделание выматывает, утомляет и развращает учеников, — считает Евгений Ливянт.

По его мнению, независимое исследование подготовленности школьников показало бы, что многие выпускники не знают элементарных вещей — ни стихотворений наизусть, ни общеизвестных исторических фактов, не говоря уже о знаниях по математике и физике.

— Как правило, КПД нахождения в школе теперь крайне низок, — констатирует репетитор.

Ученики же, нацеленные на получение хорошего образования, занимаются на курсах и у репетиторов. Так как в школе они часто не получают необходимой подготовки, то основная нагрузка приходится на менее продуктивную часть дня — послеобеденную.

— С мотивированными учениками, которые активно и добросовестно готовятся к поступлению в вуз, часто к середине года происходит нечто наподобие срыва, — рассказывает Евгений Ливянт. — Одна моя блестящая ученица вдруг начала сдавать позиции. Девочка была очень требовательна к себе. На выполнение домашних заданий у ребенка стало уходить все больше и больше времени, а результаты становились все хуже и хуже. С такой перегрузкой ребенок справиться не мог. Ежегодно я звоню некоторым родителям с просьбой освободить детей от любых занятий на некоторое время.

В некоторых странах понимание вреда перегрузок для здоровья детей вызывает изменение правил школьной жизни. В Финляндии, например, нет школьных экзаменов. Британская журналистка Кристина Заба на семинаре по проблеме образования рассказала белорусским коллегам, что в Швеции есть день умственного здоровья, когда родители могут не отправлять детей в школу, если видят, что те устали от учебы.

— Мне кажется, каждый заботящийся о хорошем самочувствии своих детей взрослый, когда-либо не пускал ребенка в школу просто потому, что тот устал, — отмечает Кристина Заба.

В Беларуси такая практика встречается, но не афишируется.

— Добросовестные ученики заслужили право решать, когда необходимо отдохнуть. Но у нас никогда не примут такое решение — давать возможность не идти в школу, если устал, — уверен Евгений Ливянт.

Руководство страны все чаще обсуждает, как нагрузку на детей увеличить.

Президент Александр Лукашенко 26 октября 2012 года на заседании по итогам выступления олимпийцев обратил внимание министра образования на неэффективное использование субботы в школах и потребовал разобраться с проблемой. С тех пор чиновники высказываются о шестидневке каждый на свой лад.

Председатель Мингорисполкома Николай Ладутько заявил, что суббота в школе вовсе и не выходной. А учителя говорят, что посещаемость в шестой школьный день проверяют все, кто только может.

Заместитель премьер-министра Анатолий Тозик на коллегии Минобразования отметил, что в школе "надо выходить на шестой рабочий день". Вполне прогнозируемо, что к началу следующего учебного года учителей и детей могут заставить работать на день в неделю больше.

— Давать ребенку перевести дух — хороший способ, чтобы показать, что его не считают машиной. Необходимо искать баланс между нагрузками и отдыхом. Самый верный способ сделать детей тупыми — заставить их очень много времени проводить в школе, — оспаривает позицию белорусских чиновников британка Кристина Заба.

Для решения проблемы перегрузки учеников Евгений Ливянт предлагает разнообразить школьные программы и по выбору предметов, и по глубине их изучения.

— Ученики и их родители — не враги сами себе. Большинство из них выберет учебную нагрузку себе по силам — физическим и интеллектуальным, исходя из своих возможностей и планов на будущее, — эксперт убежден, что задача школы, а по сути государства, предоставить разнообразные возможности для получения образования.

Справка "Завтра твоей страны"

Во многом здоровье будущего ребенка связано и с состоянием здоровья родителей в момент зачатия. Оно зависит также от возраста родителей, наличия или отсутствия у них болезней, наследственных факторов. Весьма значимы для рождения здорового ребенка ведение здорового образа жизни, отсутствие стрессовых ситуаций в период беременности и наличие хороших взаимоотношений между родителями.

Как показало исследование "Изменение знаний, отношения и существующих практик в сфере развития детей от 0 до 7 лет и образования родителей", проведенное Детским фондом ООН ЮНИСЕФ и Министерством образования в 2012 году, будущие родители понимают, как важно матери в период беременности питаться рационально. Однако на самом деле питание беременных не соответствует гигиеническим рекомендациям.

Потребление общих белков в среднем составляет 63,6% от рекомендуемой величины, животных белков — 73,9%, углеводов — лишь 60,7%, общих жиров — 86,7% от величин норм физиологической потребности (НФП). Это обусловливает сниженную энергетическую ценность рационов питания, которая в среднем составляет 71,7% от величин НФП.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров