Не нашли автомобиль там, где оставили? Возможно, он в Гатово

Марина АЖГИРЕЙ, uvd-mo.gov.by

Сотрудники милиции констатируют: последние года два в Беларуси пошел вал "утаскиваний" автомобилей с улиц городов и загородных трасс с одной лишь целью: сдать заготовщикам металла, например, в Гатово.

Старший оперуполномоченный Управления уголовного розыска УВД Миноблисполкома майор милиции Вадим РЫХЛИЦКИЙ и старший оперуполномоченный по особо важны делам УУР УВД Миноблисполкома майор милиции Дмитрий МИХАЛОВСКИЙ не скрывают, что проблема весьма остра.

- Болезнь наших дворов - брошенные машины, - говорит Дмитрий. - Владельцы не принимают никаких мер сохранности. Бывает, полетела подвеска, пружина лопнула. Владелец: "А, потом заберу". Бросает на обочине, как он думает, на 1-2 дня, приходит через месяц, а машины уже нет.

На кольцевой, на выездах из города в сторону Ждановией, Сосен - в основном в этих местах воруют.

Раньше такие машины никому не нужны были, гнили годами, ГАИ с ними мучилась. Теперь - другое дело. Стоит неделю-вторую, предприимчивые граждане присматривают, уволакивают в Гатово и сдают за определенную сумму (до трех миллионов рублей). Через месяц, а то бывали случаи и через полгода, обращаются владельцы: "Вот мы на трассе оставили, а машина пропала".

Извините, а где вы все это время были? Если вам машина дорога, вы должны были принять меры к ее эвакуации. На это они замечают: "А она никому не нужна, 500 долларов стоит..." Поэтому из опыта могу сказать: автомобилисты, если вы думаете, что ваш "Жигуленок", "шестерка", "восьмерка" никому не понадобятся, вы ошибаетесь. Появится группа молодых людей, которые в гараже собирают машины, мотоциклы, у которых есть свой "Жигуленок" и которые затащат ваш автомобиль в Гатово, получат за него 2,5 млн, пропьют веселой компаний и на завтра снова выйдут "на охоту". Самое главное - их никто не накажет... Зачастую сдают без номеров, не уследить, кто легально сдает, а кто нет.

Или в деревнях стоят эти машины. Муж уехал на заработки в Москву, жена за автомобилем не сильно присматривает. Муж приезжает: "Слушай, а где машина?" А ее нет, уволокли дети.

- Таких посягательств в последнее время стало значительно больше, - замечает Вадим. - Это и результат подорожания металла, упрощения механизма сдачи металла, ведь нигде в законе не прописано, что сдать автомобиль может только владелец. Автомобилей стало пропадать много! Мы с этим столкнулись буквально последние два года.

Чтобы сдать автомобиль, его нужно разобрать: алюминий - отдельно, кожа - отдельно, пластмасса, резина, стекло - отдельно. Порой недобросовстные заготовители говорят: "Я вам даю, условно говоря, полтора миллиона и разбираю сам, а вы уезжайте". У него смена длинная, он сидит разбирает. То есть выгодно всем, кроме хозяина.

Это легкий заработок. Никто не спрашивает, никто тебя в журнал не вносит, и ты получаешь свои 1,5-3 млн за две машины - неплохие деньги. В месяц машин можно натаскать сколько хочешь. А владельцы сами создают условия для краж.

- Не могли бы вы рассказать о конкретных случаях?

- Все автомобили утаскивают: и грузовые, и легковые, и микроавтобусы. Причем порой бывает так: в сентябре брошен, в марте заявлен. Утянули грузовой ГАЗ-52, а заявили только в следующем году. Дело до сих пор "висит". Шесть месяцев прошло. Где искать, кого искать? Установить что-то очень сложно.

- За угон дело не возбуждается?

- Очень трудно усмотреть в действиях злой умысел. Порой сборщик металла говорит: "А там стоял дядька, он сказал моя, забирайте". Привлечь на таких показаниях очень сложно.

- Какие автомобили чаще всего крадут?

- Машины всякие, стоимостью этак 2-3 тысячи, бывают и иномарки не последних лет. "Фордов" много утащили, Honda стоимостью примерно 4 тысячи долларов в Борисове утащили - хозяин бросил ее вообще посреди дороги. Мешала чистить снег. Дорожники связались с хозяином. Он: "Я потом заберу, не заводится". Позвонили в ГАИ. Ее оттащили чуть дальше на стоянку. Потом ее еще передвинули. В конце-концов хозяин спустя полгода сказал, что нету машины. А ему ведь звонили: забери. Но он то занят, то запчастей нет, то еще что.

Был даже Mercedes-Benz 600. Два года простоял в Сеннице Минского района. На СТО не взяли, поставили сбоку, где аренду платить не надо. Работники СТО сказали: дай нам запчасти на 1,5-2 тысячи долларов - сделаем. Но у владельца случились личные проблемы: машину купил, а денег на ремонт не стало. И она стояла месяц, два, три, полгода... Снегом засыпало. В один из дней Mercedes украли. Владелец приехал: где машина? Какое право имел директор машину выставлять за ворота? А потом выясняется, что он сам виноват. Почему не забрал? Сторожа со стоянки рядом тогда сказали: мы видели краем глаза, что ее забирали, но ее же должен был кто-то забрать. Вот и забрали.

Возле СТО случаи бывают часто. Оставил машину у здания, вроде как и не бросил, уехал на юг, возвращается - где машина? Работники СТО не брали, владелец тоже не забирал. Приходят оба в милицию зимой. Очевидцев нет, свидетелей нет, работники и даже владельцы поменялись все. Установить что-то очень и очень сложно.

Замечу, как правило, воруют из категории людей, которые ранее не судимы за кражи и угоны. Поэтому их и тяжело установить.

А беспечность владельцев удивляет. Машину покупают дорогую, а сигнализацию за 40 долларов поставить жалко. Машину бросают в таких местах, без сигнализации, с дорогими колесами, ни "секретки", ничего.


Говорят порой: да если захотят - угонят, мол, вскрывают и самые навороченные сигнализации. Не правда. У нас нет таких преступных групп. Если они и появляются, их хватает на десяток-полтора машин. Потом их ловят. Это россияне частично с белорусами - смешанные группы. Вот, например, была группа в прошлом году, воровали Lexus, BMW, Land Cruiser, "транспортеры", 13-15 автомобилей украли. Их задержали и посадили. Нет у нас бандитов. Они появлись - их поймают, наша милиция работает на самом деле лучше всех. Но разбитых, украденных, разворованных машин - море. Владельцы создают условия. Например, Борисов. Шла группа парней, попробовала открыть - открыли. Документы лежат, ключи в машине - сел и поехал. Три месяца искали машину.

В Вилейском районе был случай. Владелец бросил BMW-"тройку" на трассе. То ли сломалась, то ли топливо закончилось. Ему милиционеры позвонили: "Убери машину с трассы - украдут". Он пришел ее забирать через несколько дней - к тому времени украли колеса. Идет в милицию заявление писать. Приехала группа, описала колеса: "Забирай машину". "У меня нет эвакуатора, подожду пока приедет мой друг, привезет колеса". Через неделю поступило заявление, что машину угнали. Вот так "ушла" машина за 8 тысяч долларов. Тяжкое преступление, 3-я часть статьи "Кража". Преступление не раскрыто до сих пор.

В завершении разговора можно сказать так: когда это продуманная кража, совершенная устойчивой группой, такие преступления раскрываются почти всегда, но когда владелец создал все условия сам, чтобы его обокрали, - никогда не раскрывается.

поделиться

Новости по теме

    У Лебедько забрали автомобиль

    "Ясно, что был сорван мой график встреч, из-за отсутствия машины мне пришлось три из них отменить. Но машину со штрафстоянки я уже забрал и буду работать дальше", — сказал Лебедько.подробности

Новости партнёров