"Пиво в поезде продают, а выпить запрещают" и другие особенности национальной железной дороги

Татьяна Гусева, "Салідарнасць"

В каких поездах можно курить? Почему в купе нельзя выпивать напитки покрепче? В разгар сезона отпусков эти и другие "наивные" вопросы "Салідарнасць" задала заядлому путешественнику Андрею Стрижаку и сотруднику Управления Белорусской железной дороги.

Поезда, пожалуй, самый дешевый вид транспорта в Беларуси. К примеру, доехать из Минска в Гродно железной дорогой (в купе) обойдется в два раза дешевле, чем маршруткой. И тот факт, что народ раскупает билеты на нижние полки за неделю, говорит о том, что наши люди лучше потратят несколько лишних часов в дороге, чем переплатят.

Курят только в международных поездах

Согласно Правилам перевозок пассажиров запрещается курение во всех вагонах поездов, кроме поездов международного сообщения.

— Народ все равно курит, — делится наблюдениями блогер и лидер молодёжной сети профсоюза РЭП Андрей Стрижак. — Штраф за нарушение этого правила — пять базовых. Правда, я ни разу не видел, чтобы кого-то ловили и наказывали. Находчивые курильщики курят между тамбурами — за пределами вагона. Правда, там запрещено находиться во время движения поезда.

Пиво под запретом

— Купе считается общественным местом, поэтому в дороге по закону даже пива выпить нельзя. Причем, независимо от того, едешь ты в поезде национального или международного сообщения, — продолжает собеседник.

По мнению Стрижака, парадокс в том, что в поездах международного сообщения пиво продают.

— У БелЖД есть лицензия на торговлю. То есть купить пиво у проводника ты можешь, а выпить — ни-ни.

Выпивать можно только в вагонах-ресторанах, подтверждает ведущий инженер пассажирской службы Управления Белорусской железной дороги Александр Котов.

— С одной стороны, нас можно упрекнуть в том, что мы подталкиваем к распитию, продавая пиво в вагонах, с другой, законодательство мы не нарушаем. Одно дело — продавать, другое — употреблять. Точно так же вы могли купить в магазине и отнести его домой или нарушить закон и выпить в парке.

— Проводники обычно смотрят на выпивающих пассажиров сквозь пальцы, — говорит Андрей Стрижак. — Во всяком случае, не слышал, чтобы кого-то привлекали к ответственности за выпитую бутылку пива. Зато не раз на моих глазах не пускали в поезд пассажиров в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков. Если по этой причине тебя не допускают к поездке, стоимость билета не компенсируется. Как правило, составляют протокол, и незадачливого пассажира передают в руки милиции.

Собирать постельное белье – обязанность проводника

"Сдавайте постельное белье. Через час прибываем!" — для многих пассажиров эти слова проводника звучат как будильник.

Оказывается, мы вовсе не обязаны собирать простыни-наволочки.

— Проводник всегда собирал постельное белье сам, — рассказал Александр Котов. — Не совсем красиво выглядит, когда человек в рубашке и галстуке несет в охапке смятое белье. Это обязанность проводника. Если он ее не выполняет, его наказывают рублем. Кроме того, в обязанности проводника входит расстилать постели пассажирам с детьми, пожилым людям, больным, инвалидам.

Андрей Стрижак вспомнил и о других обязанностях проводника.

— По требованию пассажира проводник обязан выдать шашки-шахматы. Я имею право воспользоваться библиотечкой поезда — обычно дают газеты почитать. Кроме того, можно попросить швейный набор для починки одежды. По требованию проводник выдает ремни безопасности пассажирам, занимающим верхние полки.

За кота возьмут как за 20 кг багажа

Владельцы домашних животных, не желающие расставаться ос своим питомцем, могут взять его в дорогу.

— Об этом надо предупреждать кассира при покупке билетов, — объясняет Александр Котов. — Если вы едете в Россию или Украину, платите за провоз кота или собаки как за 20 кг багажа. Направляющимся в страны Балтии в этом случае надо выкупать все купе.

"По уровню сервиса с белорусскими поездами могут сравниться только литовские"

По мнению Андрея Стрижака, в белорусских поездах не хватает вакуумных биотуалетов, которые работают, независимо от санитарных зон и стоянок.

— Кроме того, в интернет-сообществе часто нарекают на скорость наших поездов. Например, ночные поезда из Гомеля в Минск идут больше восьми часов. С одной стороны, высыпаешься в дороге, с другой, если пассажир спешит, это неудобно. Тем более, когда проводник приносит постельное белье через полчаса после посадки, воруя твое время на сон. Пусть бы включали стоимость постельного белья в цену билета.

Хотелось бы, чтобы развивалось скоростное движение между областными центрами и столицей, и время в пути занимало не больше четырех часов.

В то же время, если сравнивать со странами-соседями, белорусская железная дорога возит нас за смешные деньги, считает Андрей Стрижак.

— До девальвации билет в купе от Гомеля до Минска стоил 40 000 рублей, а сейчас 37 800. В эквиваленте евро цена понизилась в три раза! И это вызвало определенные проблемы. Раньше можно было купить билет на сегодня, а сейчас надо приобретать заблаговременно. При этом уровень сервиса остался тот же. Чистота в поездах, качество постельного белья — это все на высоком уровне.

Из стран-соседей только литовцы могут с нами сравниться по сервису. Я часто езжу и вижу, что в украинских и российских поездах намного хуже обслуживание. А еще в белорусских поездах хороший ассортимент сопутствующих товаров. Конечно, горячее питание не всегда организовано, но, в принципе, голодным ты не останешься, и цены приемлемые, не ресторанные.

Новости по теме

Новости других СМИ