Покупатели не обязаны пользоваться корзинами, бракованный товар вернут и без чека - Топ-5 магазинных мифов

Надежда Лисова, "МК"

Юристы разоблачают пять мифов о правах и обязанностях потребителей в торговом зале.

МИФ ПЕРВЫЙ. Покупатели без инвентарных корзин не обслуживаются.

– Требование неправомерно, – говорит юрист Владимир Пучик. – Пользоваться корзинами, тележками или другими приспособ­лениями покупатели вправе, но не обязаны. Однако класть товар в сумки запрещается. Это четко прописано в постановлении № 26 Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 года.

Для обеспечения сохранности вещей покупателя – хозяйственных сумок, чемоданов и другой крупногабаритной поклажи – администрация торговой точки обязана оборудовать специальное место.

Нарушили ваши потребительские права? Требуйте Книгу замечаний и предложений, где изложите свои требования и претензии. Обязательно укажите имя и фамилию, адрес, контактный телефон. Анонимные обращения не рассматриваются.


МИФ ВТОРОЙ. В магазине могут потребовать показать содержимое ручной клади.

– Продавцам и кассирам запрещено предъявлять такие требования, – поясняет специалист. – Это может сделать только охранник, и то если у него есть лицензия на охранную деятельность. При этом он обязан показать документы. В противном случае потребитель может сказать: "Извините, это мое личное имущество".

Если все-таки подозрение есть, а лицензии нет, работники магазина должны вы­звать милицию, которая и разберется во всем.

Размещенные в торговых объектах предупреждения "За оставленные в ячейках (гардеробах) вещи администрация ответственности не несет" противоречат действующему законодательству и вводят покупателей в заблуждение.


МИФ ТРЕТИЙ. Вам не обязаны взвешивать 100 граммов колбасы или сыра.

– В магазине должны продать покупателю то количество товара, которое ему нужно, – говорит Владимир Пучик. – Кроме того, по просьбе покупателя продавец обязан нарезать сыр, колбасу и копчености.


МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Продавец может не обслужить покупателя, если время работы торговой точки на исходе.

– Покупатели обслуживаются в установленное время работы продавца, – комментирует Владимир Самуилович. – Запрещено прекращать доступ в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончания трудового дня. За 10 минут продавец может предупредить покупателей о том, что время его работы заканчивается. При этом все клиенты, имеющие на руках кассовые чеки, а в магазинах самообслуживания – выбранный товар, должны быть обслужены.

Вход покупателей в рестораны, кафе может быть прекращен за 30 минут, в другие торговые объекты общественного питания – за 15 минут до их закрытия.


МИФ ПЯТЫЙ. Одно яйцо вам никто не продаст.

– Ни в одном документе не прописано, что яйца должны реа­лизовываться десятками, – говорит заместитель начальника. – Покупатель может купить даже одно. Исключение – если яйца находятся в целостной упаковке, например в контейнере.


Не читается диск

Студент Алексей купил в магазине компакт-диск, а компьютер его не читает. Обратившись к продавцу, молодой человек получил отказ: мол, такой товар не обменивается, так как входит в Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену. Кто же прав в этой ситуации?

– Действительно, аудио- и видеокассеты, дискеты, компакт-диски и другие технические носители информации обмену не подлежат. Но потребитель приобрел некачественный товар и имеет право на обмен или расторжение договора купли-продажи. Перечисленная продукция зачастую контрафактная, не имеет лицензии. И если продавец предварительно не проверил на исправность проданный диск, он обязан удовлетворить требование покупателя о замене или возврате товара.


Ответ на жалобу

Николай при покупке замороженных ребрышек для гриля заметил, что срок их хранения истек 3 недели назад. По этому поводу написал в Книге замечаний и предложений просьбу не торговать продукцией с истекшим сроком хранения. Должен ли ему прийти ответ на такую запись и в какой срок? Что он может предпринять, если ответ не получит?

– Запись в Книге замечаний и предложений магазин обязан рассмотреть в течение 15 дней и дать письменный ответ. Если ответа не будет, покупатель вправе обратиться в контролирующий орган (например, в инспекцию Министерства по налогам и сборам того района, где расположен магазин) с жалобой, что на запись не последовало ответа.


Бракованный товар

Илона купила платье, правда, без этикетки. Продавец же сказала, что в случае чего товар примет назад, но чек покупательнице не выдала. Вернувшись домой, Илона обнаружила брак. В среду пришла в торговый центр и попросила вернуть деньги. Продавец отказалась…

– Отсутствие чека не основание для отказа продавца вернуть деньги. В таком случае покупателю необходимо написать заявление, вручив его лично или направив по почте заказным письмом с уведомлением. Можно обратиться к продавцу через запись в Книге замечаний и предложений с указанием конкретного требования. В заявлении также указывается срок, в течение которого продавец обязан удовлетворить требования покупателя. Экспертизу (при необходимости) можно провести самостоя­тельно и затем потребовать у продавца возмещения понесенных расходов, вплоть до почтовых затрат.


Срок ремонта

Максим купил в магазине телевизор, который через месяц вышел из строя. В ремонте он находится уже больше месяца…

– Поскольку гарантийный ремонт должен быть произведен в течение 14 дней с момента обращения потребителя в сервисный центр, покупатель имеет право отказаться от дальнейшего проведения ремонта и потребовать у продавца возврата денег за некачественный товар. Сначала необходимо забрать телевизор из сервисного центра, затем обратиться к продавцу, письменно изложив свое требование. Заявление вручается лично либо отправляется по почте заказным письмом с уведомлением.


Методом проб

"Собираюсь сыну-подростку купить куртку. Парень живет и учится в другом городе и пойти со мной в магазин не может. Могу ли я, купив куртку без примерки, вернуть ее обратно в магазин, если она не подойдет сыну?"

Да, такое возможно, утверждают юристы Белорусского общества защиты потребителей. Обувь и одежду вы можете сдать или обменять в течение 14 дней при условии, что они не ношены.

Новости по теме

Новости других СМИ