Проезд дорожает, но пассажиры все равно должны

Александр Лычавко, TUT.BY

С 1 декабря в Минске уже третий раз за год подорожает проезд в общественном транспорте. Транспортники cетуют: пассажиры оплачивают менее половины себестоимости услуг.

Поэтому цены регулярно повышаются. Но окупаемость при этом все равно не достигается. Ситуация напоминает сюжет с Ахиллесом и черепахой, которую Ахиллес никак не мог догнать.

В этом году цену на проезд в Минске уже поднимали дважды: 25 мая (с 1700 до 2000 рублей) и 1 октября (с 2000 до 2500 рублей). С 1 декабря проезд будет стоить 3000 рублей.


Себестоимость проезда

Два с половиной года назад в письме белорусских властей на имя председателя совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС Алексея Кудрина говорилось: "Тарифы на услуги пассажирского транспорта будут последовательно повышаться до уровня, обеспечивающего к концу 2011 года 70% затрат на их оказание, в 2012 – не менее 85%, в 2013 – не менее 90%".

С октября 2011-го (когда стабилизировался валютный курс) по 1 декабря 2013-го – талончик дорожает шесть раз. Стоимость проезда за это время увеличивается с 950 до 3000 рублей. Насколько троекратное подорожание талончика за последние два года позволило компенсировать затраты?

Мы проанализировали сообщения чиновников о том, сколько же недоплачивают пассажиры. В октябре 2011-го "Минсктранс" сообщил, что при действующих тарифах население оплачивает лишь 45% себестоимости проезда. С 10 сентября и до конца октября 2011 года столичные чиновники разных уровней (вплоть до мэра Николая Ладутько) по крайней мере в восьми выступлениях заявляли, что себестоимость проезда составляет от 2000 до 2600 рублей. Талончик тогда стоил 950 рублей – получается, что, исходя из слов чиновников, пассажиры оплачивали 36-47% от себестоимости проезда.

А вот самые последние заявления. В конце августа начальник Минского метрополитена Ростислав Юреня сказал, что себестоимость проезда – 4100 рублей. Месяц спустя министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак утверждает, что себестоимость разовой поездки – 6000 рублей. До октябрьского повышения проезд стоил 2000 рублей – получается, что граждане возмещали 33-48% от себестоимости поездки. Накануне предстоящего 1 декабря подорожания замгендиректора "Минсктранса" Ирина Якубовская озвучила свежие цифры: себестоимость проезда составляет 6400 рублей. При ноябрьской цене талончика в 2500 рублей выходит, что пассажиры оплачивают 39% от себестоимости.

Получается, за два года проезд подорожал более чем втрое, но минчане и тогда, и сейчас оплачивают чуть более трети себестоимости проезда?

К сожалению, никто из ответственных чиновников пока внятно не объяснил, как такое получается. При этом не следует забывать, что недостающие проценты компенсируются из бюджета (читай - из средств налогоплательщиков).


Сравнение с соседями

Любопытно, что, например, в Киеве маршрутки стоят дешевле, чем декларируемая себестоимость талончика на общественный транспорт в Минске. В то же время дизтопливо в Украине стоит в среднем 9,8 гривен за литр (11 130 белорусских рублей). Ясно, что никто из маршрутчиков работать себе в убыток не будет.

Кроме этого, в соседних странах есть льготы для студентов и пенсионеров на проезд в городском транспорте. С учетом льгот месячный электронный билет на все автобусы и троллейбусы Вильнюса обойдется литовским студентам в 20 литов – на наши деньги 73 500 рублей. Белорусский студент, не имея льгот, за проездной на два вида должен отдать 180200 рублей.

В Варшаве именной месячный проездной билет со скидкой обойдется в 50 злотых – 151 100 белорусских рублей. За эти деньги студент может совершить неограниченное число поездок на автобусе, трамвае, метро и поезде городской "железки". В Минске же проездной на три вида стоит 214 800 рублей, на городскую электричку проездных пока не придумали.

Любопытно, что с нового года в Киеве стоимость проезда в наземном транспорте вырастет вдвое: с 1,5 до 3 гривен (3400 рублей). Но при этом стоимость проездных останется на прежнем уровне. В Киеве проездной на один вид стоит 95 гривен (107 900 рублей), а проездной на метро и один вид наземного транспорта - 150 гривен (170 400 рублей).


Сравнение с долларом

Еще одна интересная закономерность: за один доллар в Беларуси можно купить все меньше талончиков. В начале 2010-го при цене проезда в 600 рублей на доллар можно было приобрести 4,9 талончика. В "лихом" 2011-м, после выхода на единый курс, стоимость проезда поднялась до 1300 рублей, и на 1 доллар можно было позволить 6,5 талончика. В октябре 2012-го при цене проезда 1700 рублей на доллар, как и до девальвации, можно было купить 4,9 талончика.

С 1 декабря этого года на 1 доллар можно будет позволить лишь 3,1 талона. А если бы пассажиры компенсировали полную себестоимость проезда, то на один "зеленый" можно было бы проехаться 1,45 раза...

Новости по теме

Новости других СМИ