Первый день автоматизированной оплаты в трамваях: что-то не так

Снежана Инанец / Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

1 февраля - первый день работы автоматизированной системы оплаты проезда в трамваях города Минска. Журналисты TUT.BY проехались на трамваях с новым электронным проездным и посмотрели, как это работает. Впрочем, работает не всегда.

Примерно в 10.30 утра журналист и фотограф TUT.BY сели на "единичку" на остановке "Мясникова". Войдя в трамвай, прикладываю свой проездной к валидатору. На нем появляется бегущая строчка "Аплочана". Прикладываю во второй раз - бежит строка "мінае праз 27 дзён". Другие пассажиры, у которых нет проездных, с любопытством наблюдают за процессом. Фотограф покупает талончик у водителя и "пробивает" его при помощи электронного компостера. Заодно проверяем обещание транспортников по поводу того, что валидатор будет реагировать на проездной и с расстояния в несколько сантиметров. На наш проездной он реагирует сантиметров с трех, однако только когда прикладываешь лицевой стороной, на оборотную с небольшого расстояния в нашем случае не реагировал.


В час пик входишь в трамвай в потоке людей, а потом возвращаешься к валидатору

Через несколько остановок в трамвай входит девушка, которая тоже достает электронный проездной и прилежно прикладывает к валидатору. Кристина всегда покупает проездные, переход на электронные причиной отказаться от традиции не послужил.

- Мне удобно, выходит дешевле. Правда, бумажные кое-чем удобнее, чем электронные. Если заполнен трамвай, то нужно вернуться и провести карточкой, чтобы было оплачено. А возвращаться зачем? Ну потому что в дверях, когда толпа народа, в дверях сразу задерживаться не будешь, сначала в салон пройдешь, а потом будешь возвращаться, чтобы приложить проездной к валидатору.

А толкотня в салонах трамваев, по словам их постоянной пассажирки, бывает часто, всегда - в час пик.

- Я езжу чаще всего с Якуба Коласа, там чаще всего много людей и бывает. Либо в час пик - 5-6 часов, либо в 8-9, когда трамваи ходят редко. У меня как-то не было проездного, и когда электронные компостеры повесили, было такое, что не работал он возле задней двери. И мне надо было либо пройти вперед, что почти невозможно сделать, когда много людей, либо передавать.

- Что вы посоветуете Минсктрансу сделать для того, чтобы система была удобнее?

- Нужно сделать в первую очередь, чтобы это все работало. Ну а там... За рубежом все уже похожим пользуются, в принципе, это удобно.


Неудобство новых компостеров: они "слепые"

Пока Владимир Павлович, которого мы встретили в другом трамвае, ездит по талончикам. Но в ближайшие дни решил купить проездной на трамвай, потому что подумал и понял, что все-таки чаще всего пользуется трамваями.

- Вы знаете, чем они неудобны? Они "слепые". Звуковой сигнал есть, ты слышишь, что он пробил - сунул в карман и пошел. Назавтра руку в карман, с утра начинаешь разбираться, где у тебя пробитый, а где нет, - и не видишь. Потому что дырочки, которые он пробивает, очень маленькие. Если можно их перенастроить на больший пробой, если это возможно, то надо бы это сделать.

Первый день автоматизированной оплаты в трамваях: что-то не так

Что касается цифр, которые оставляет электронный компостер на талончике, то они мелкие, и глаза у пожилых людей напрягаются, чтобы их рассмотреть. Раньше использованный талон можно было просто "прощупать", теперь люди с ослабленным зрением могут пробить талон дважды, потому что недосмотрели.

В следующем трамвае мы наблюдали, как пожилая женщина внимательно вставляла талончик в электронный компостер, наблюдая, чтобы он туда поместился именно нужной стороной. Спросили, зачем. Женщина объяснила: чтобы цифры, которые оставляет компостер, не попадали на буквы - а то контролеру будет неудобно их прочесть.


Новые компостеры как способ узнать, который час

Александр Анатольевич новый проездной успел вложить в защитную упаковку. Он делится своими впечатлениями от новой системы:

- Когда я приложил проездной при входе, первый раз оно считало, но не дало мне никаких видимых сигналов. Когда я приложил второй раз, то показало, что мой проездной действителен еще 27 дней. Меня еще в киоске Минсктранса проинформировали, что, к сожалению, пока что будет оплачиваться не каждая поездка. Я ж купил 23 января билетик и пытался уже им воспользоваться. Хотелось бы, чтобы скорей перешли к той системе, когда я смогу пополнять баланс на своем проездном. Чтобы я мог пользоваться с середины одного месяца, например, до середины следующего. Или, если я положил туда 200 тысяч и уехал на полмесяца, возвращаясь, я понимал, что срок действия моего проездного не закончился и у меня там лежат деньги. Тогда это действительно будет удобно.

Напоследок Александр Анатольевич попросил передать похвалу Минсктрансу за качественный и чистый транспорт и хорошую работу. И отметил любопытную деталь, которая лично ему нравится в электронных компостерах:

- Удобно, что время на электронных компостерах можно посмотреть. Правда, не на всех аппаратах оно высвечивается. Надо, чтобы было на всех.

Пассажир исправно прикладывает к валидатору проездной, а вот валидатор - неисправен

На остановке "Красная" журналисты TUT.BY встретили контролеров. Нужно сказать, что мы заранее узнали, на каких маршрутах их в этот день вероятнее всего встретить. Так вышло, что именно с момента встречи с контролерами нам с электронным проездным перестало везти. Уже в первом трамвае мы приложили свой проездной до того, как контролер заблокировал систему. Валидатор на проездной не отреагировал. Контролер прикладывает проездной к терминалу, предназначенному для проверки, - и он на нас не реагирует. "Не работает, - говорит контролер коллеге. - Ну вы же понимаете, первый день", - так говорят уже нам, пассажирам.

Первый день автоматизированной оплаты в трамваях: что-то не так

В целом встрече с журналистами контролеры были не рады. Оказывается, журналистам для того, чтобы понаблюдать в этот день за работой контролера в салоне трамвая, даже имея при себе проездной и будучи, по сути, пассажиром, стоило писать запрос в Минсктранс. Мы делаем это исправно, когда хотим сделать интервью с контролерами или поработать с ними на линии, но вот зачем писать такой запрос, если мы просто хотим понаблюдать за тем, насколько хорошо реагируют на наши проездные терминалы контролеров и валидаторы (своеобразный общественный контроль новой системы), - непонятно.

Первый день автоматизированной оплаты в трамваях: что-то не так

После того как контролер заблокировал систему такой карточкой, вы уже не можете ни провалидировать свой проездной, ни прокомпостировать талончик.

Не отреагировал на наш проездной валидатор и в другом трамвае, в который мы зашли вместе с сотрудниками Минсктранса. Впрочем, у контролера, вошедшего в первую дверь, проверить оплату проезда проездным у человека, который уже ехал в трамвае до нас, получилось.

При встрече с другой группой контролеров нам довелось услышать от одной из женщин расстроенное "да половина валидаторов сегодня не работает!"

Встреченные нами сегодня контролеры просили отметить, что в первый день работы системы они лояльны к пассажирам и пытаются объяснять, что к чему.

Расставшись с сотрудниками Минсктранса, мы прокатились еще на нескольких трамвайчиках. На этот раз ни один валидатор в четырех трамваях не отреагировал на наш проездной.


"Ничего себе! Не работают что ли? Вот совсем недавно работали!"

Кондуктор в трамвае шестого маршрута проверяла каждый проездной, который оказывался у входивших в салон, на всех валидаторах в салоне и удивленно протягивала:

- Ничего себе! Не работают что ли? Вот совсем недавно работали!

Первый день автоматизированной оплаты в трамваях: что-то не так

"Аплачвайце праезд". Тот неловкий момент, когда валидатор никак не реагирует на твой проездной.


- Так что мы тут все теперь - зайцы? - хохотали двое мужчин в годах, которым не удалось "провалидировать" проездные.

- Ну, получается - зайцы, - пожимала плечами кондуктор. - Хорошо работали с утра, не знаю, что случилось. Хотя у меня сегодня была ситуация: зашел мужчина с проездным, я сама видела, как он его прикладывал к валидатору. А потом зашли контролеры и говорят, что у него проезд не оплачен - терминал так показал. Ну я рассказала, что сама видела, как он свой проездной прикладывал! Конечно, не оштрафовали. Так что еще и с терминалами бывают проблемы.

В той же "шестерке" с неработающими валидаторами довелось увидеть пожилого мужчину, который, входя в трамвай, аккуратно приложил проездной к валидатору. По экранчику побежала строка, и мужчина, уверенный в том, что он оплатил проезд, спрятал проездной в нагрудный карман. На то, что надпись гласила "Аплачвайце праезд", а вовсе не "Аплочана", пассажир на ходу не обратил никакого внимания. И только бдительность кондуктора помогла ему установить, что он, оказывается, едет зайцем. Хорошо, что кондуктора, а не контролера.

Как нам показалось, в целом пассажиры трамваев к новой системе были настроены благодушно. Довелось увидеть многих людей, которые сразу же старались приложить проездной к валидатору. Однако сами валидаторы и терминалы контролеров к проездным пассажиров в половине случаев (навскидку) не были столь же благосклонны. Журналисты понимают, что это лишь первый день работы системы, и надеются на то, что она будет отлажена, но все же сокрушаются, что это не было сделано до запуска электронных проездных в широкий оборот на всех городских трамваях.

Новости по теме

Новости других СМИ