Цена социального сиротства: за каждый доллар, вложенный в ребенка, общество получит в 4,5 раза больше

Анастасия Беленькая, "Завтра твоей страны"

Впервые в Беларуси проблема сиротства оценена с точки зрения «затрат-выгод» для общества. Инвестиции в профилактику могут оказаться выгодным бизнес-проектом, уверены специалисты.

Центр социально-экономических исследований CASE Belarus представил проект, в котором предлагает новый подход к этому вопросу. Как усовершенствовать политику государства в отношении сирот с выгодой для общества — об этом один из авторов исследования Владимир Валетко.

— Разве можно сказать, что сегодня государство уделяет недостаточно внимания проблеме сиротства?

— В этой сфере действительно делается очень многое. В первую очередь, создана сложная система опеки и интеграции: сироты находятся на полном содержании, имеют возможность учиться за счет государства, в том числе в ВУЗАх, обеспечиваются социальным жильем. И все это требует значительных затрат.

Но проблема заключается как раз в том, что это не позволяет избежать экономических потерь. Сегодня государство тратит основной объем финансирования на детей, которые уже стали сиротами, причем в 75% случаев не по объективным причинам (смерть или недееспособность родителей). А важнее направлять средства как раз на профилактику — чтобы сохранять больше детей в семьях, не прибегая к лишению родительских прав.

— Что вы подразумеваете под потерями от сиротства?

— Научные исследования показывают, что у детей-сирот или оставшихся без попечения родителей хуже состояние здоровья, в том числе здоровья психологического. Дети, которые вырваны из семейной среды, отстают в интеллектуальном развитии. Они чаще совершают поступки, которые противоречат нормам социального поведения, что может предсказывать повышенную склонность к преступности в будущем.

И все это в результате приводит к тому, что дети, прошедшие через сиротство, становятся не такими производительными и креативными членами общества, какими были бы, если бы воспитывались в биологической семье.

По самым скромным оценкам, производительность труда сирот может быть на 20% ниже средней по стране — все общество в результате несет потери. Сегодня, когда демографическая ситуация в Беларуси довольно напряженная, сокращаются трудовые ресурсы, эта проблема очень актуальна.

К потерям от сиротства можно добавить дополнительные затраты государства на здравоохранение и правоохранительную деятельность. Оценка издержек, которые сопряжены с фактором сиротства, и позволяет подсчитать экономический эффект от усиления профилактических мер – он является зеркальным отражением предотвращенных потерь, которые в Беларуси могут составлять свыше 110 млн. долларов в год.

— То есть вы перевели факт сиротства в экономическую плоскость?

— Да. В Беларуси это сделано впервые. Честно говоря, подобных оценок я не встречал и на постсоветском пространстве. Хотя метод затрат-выгод, который мы использовали, довольно распространен во многих других областях.

В западных странах подобные исследования проводятся уже десятки лет. Показательно исследование Вашингтонского университета. В образование и воспитание детей 3-4 лет из ассоциальных семей были вложены инвестиции в размере 20 тысяч долларов. Этих детей, что называется, вырвали из неблагополучной среды. И наблюдали за ними последующие 62 года жизни: ежегодно анализировали зарплату, уровень здоровья, склонность к преступности. Так вот доходы для общества от средств, вложенных в каждого ребенка, составили около 240 тысяч долларов — за счет увеличения уровня их доходов, благосостояния, снижения затрат на преступную сферу. Также было установлено, что дети, которые принимали участие в программе раннего развития, на протяжении всего своего трудоспособного возраста выплачивали на 38 – 75 тысяч долларов больше в виде налогов по сравнению с теми, кто в ней не участвовал.

Другое исследование — Чикагского университета (оно, правда, не такое продолжительное) — показало аналогичную картину. Там доходность на каждый вложенный доллар составила 10 с лишним долларов прибыли.

Таким образом, доходность этих инвестиций превышает среднюю доходность фондового рынка.

— А что показывают ваши оценки по Беларуси?

— Мы рассчитали два сценария. Когда при инвестировании в профилактику численность социальных сирот сокращается на 33% и 100% (соответственно 768 и 2313 детей в условиях 2012 года). Целесообразная сумма затрат на усиление профилактики может составлять порядка 30 млн. долларов в год.

В ситуации, если профилактика дает идеальную, 100-процентную результативность (то есть имеет место предотвращение факта появления новых социальных сирот), на каждый вложенный доллар инвестиций общество получает 4,5 доллара отдачи. Если же сокращение происходит всего на 33% (напомним, для страны это 768 детей), то минимально, по нашим оценкам, на каждый доллар мы получаем 1 доллар 25 центов отдачи. Это тоже довольно эффективные с точки зрения всего общества инвестиции.

— И сколько необходимо вложить в одного ребенка, чтобы иметь в будущем выгоду?

— По нашим оценкам, инвестиции в сохранение одного ребенка в семье, то есть в сокращение факта социального сиротства, могут составлять порядка 13 тысяч долларов в год. Это в случае идеальной результативности программы профилактики.

Если же результативность будет ниже, то эти инвестиции вырастают до 39 тысяч долларов на одного ребенка в год. И это все равно остается выгодным для всего общества. Поскольку дети, которые росли в семье, более производительные работники, более здоровы, менее склонны к преступности.

— То есть выходит, что общество в любом случае выигрывает…

— Но это возможно лишь при целенаправленной работе с неблагополучными семьями, чтобы взрослых в них не пришлось лишать родительских прав. Для этого действительно нужны инвестиции в специалистов и достойная оплата их труда.

Интернат лишает детей элементарных бытовых навыков. Сироты, выходя из детских домов, зачастую не приспособлены к жизни. Они могут не понимать, что делать и как вести себя, когда у них рождается ребенок, потому что не видели, как это делала мама. Это калечит детей. Вот почему очень важно, чтобы ребенок остался в семье. Или как минимум воспитывался в приемной семье, детской деревне.

К слову, в Беларуси любая из семейных форм устройства детей-сирот обходится государству дешевле, чем его содержание в интернате. Это еще один довод в пользу взятого государством курса на полный отказ от размещения детей в учреждения интернатного типа.

— Для сравнения: сколько сегодня составляют затраты государства на одного сироту?

— По нашим оценкам, только затраты на гособеспечение одного ребенка-сироты составляли в 2013 году до 30 млн. рублей в год. Это без учета расходов на обучение после 18 лет, без капитальных затрат на обеспечение жильем. Таким образом, это превышает расходы на ребенка, который воспитывается в нормальной биологической семье.

Предотвращение материальных затрат в результате совершенствования профилактики — это тоже важный момент, который позволяет добиться более эффективного использования государственных средств. Но это далеко не главный мотив совершенствования политики в области предотвращения социального сиротства.

Справка «Завтра твоей страны»

Данные исследования открыты для широкого доступа. Отчет размещен на сайте CASE Belarus.

Сейчас идет второй этап исследования, по результатам которого будут сформированы предложения по возможному наполнению будущей программы профилактики сиротства. Специалисты изучат не только имеющийся отечественный опыт, но и международные практики работы с проблемными семьями, как, например, в Польше, где недавно создан и успешно функционирует институт «семейных ассистентов».

Планируется проведение сравнения регионов, в которых присутствует дополнительная профилактическая работа с кризисными семьями, и тех, где такая работа не проводится.

Новости по теме

Новости других СМИ