Глава дирекции канала "Беларусь 5" объяснил механизм покупки телетрансляций матчей еврокубков


Главный директор главной дирекции спортивного канала "Беларусь 5" Павел Булацкий в интервью журналисту "Прессбола" Сергею Версоцкому расставлю все точки над "i" и объяснил механизм покупки телетрансляций матчей еврокубков на ранней стадии турниров.

- С чего начинают разговор люди, недовольные отсутствием картинки в телевизоре? Естественно, с того, что во всем виновата Белтелерадиокомпания, которая не хочет показывать футбол белорусскому болельщику. Но это не так. Наоборот, мы очень хотим показывать качественный футбол, благо, ныне у компании есть целый спортивный канал. Те, кто регулярно смотрит "Беларусь 5", уже смогли убедиться, что футбола у нас много. Тот же чемпионат Беларуси начали освещать в большем объеме. По договору с БФФ мы должны были показать всего-то 30 матчей, но уже к середине первенства этот рубеж превзошли.

Теперь о международных трансляция. Все повторяется, поэтому когда в будущем у ваших читателей и наших зрителей будут возникать вопросы, а почему этот матч не показали, а почему тот не осветили, теперешнее интервью "Прессболу" станет универсальным ответом и через год, и через два.

- Любопытный спутник телезрителя.

- Итак, из чего состоит показ футбольного матча? Из двух составляющих: прав на саму трансляцию и ее технического обеспечения. Начну с последней, чтобы все понимали, сколько стоит показать игру.

- Вот, это очень интересно — сколько стоит организовать трансляцию с белорусского стадиона? По полочкам — передающая станция, бензин, кабеля, комментатор...

- Техническое обеспечение домашних матчей белорусских клубов в еврокубках полностью ложиться на плечи Белтелерадиокомпании, клубы за это не платят ни копейки. А между тем это немалые деньги: только выезд одной передвижной телевизионной станции (ПТС) стоит более 150 миллионов рублей. Добавьте сюда командировочные расходы творческой группы, стоимость поднятия сигнала на спутник, аренда спутникового сегмента, стоимость которого начинается от 2500 швейцарских франков, и, наконец, вторая специализированная спутниковая ПТС-ка. Если все это суммировать, то затраты на трансляцию выходят очень приличные.

Что происходит в идеальном варианте — две телекомпании (белорусская и зарубежная) договариваются об обмене телесигналом. То есть, БГТРК несет все затраты по производству в Беларуси, партнеры занимаются показом поединка на своей территории. По статистике примерно в 99 процентах случаях телевизионщики всегда договариваются друг с другом.

Теперь в дело вступают правообладатели на телетрансляцию. Как правило, на ранних стадиях еврокубков эти самые права принадлежат клубам. И тут начинаются те самые проблемы с показом матчей.

Первое. Рассмотрим вариант домашних матчей. Белтелерадиокомпания выходит на белорусские клубы с инициативой, что полностью берет на себя все расходы по производству телекартинки взамен на делегирование прав на трансляцию, чтобы наш зритель гарантированно увидел хотя бы домашний поединок любимой команды.

В этом сезоне с нашими полпредами в еврокубках у нас существовала предварительная договоренность, мы держали с некоторыми из них во время процедуры жеребьевки телефонную связь, чтобы иметь возможность оперативно развести игры по времени, если возникнет наслоение на один день. То есть, изначально хотели показывать все игры белорусских клубов в прямом эфире. Но какого было наше изумление, когда за сутки или даже в день игры "Шахтер" и "Неман" прислали нам уведомления об отказе от безвозмездной передачи прав с мотивировками "хотим на правах заработать" и "хотим, чтобы на стадион пришло больше зрителей". Видимо, это и есть забота о своих болельщиках…

Второе. Выездные поединки. Самый простой расклад — клубы "А" и "Б" обмениваются правами на показ игры на территории своих государств. Все вопросы снимаются: клубы не тратят ни копейки, а все расходы по производству картинки несут телеканалы. Обе игры и домашняя и выездная в эфире. Но это такой, образно говоря, стерильный вариант. Чаще всего клубы — как белорусские, так и зарубежные — во имя небольшой, но гарантированной прибыли продают свои права третьей стороне, назовем ее агентством. От этого команды имеют пусть маленький, но стабильный денежный профит, однако при этом ставятся под удар интересы наших болельщиков, поскольку в данной ситуации взаимообмен правами уже невозможен. Этому агентству безразличен ответный поединок, его не интересует вариант "баш на баш", ему надо продать втридорога то, что досталось ему, в принципе, за копейки. И оно может заламывать любую цену, поскольку агентство четко понимает что, ни у кого другого БГТРК данную игру приобрести не сможет. А дальше начинается эта игра на нервах, как было у нас в истории с Дебреценом, когда ситуацию держали в подвешенном состоянии вплоть до шести вечера вторника, но атомную цену так и не сбавили.

Ну, нельзя платить, скажем, за матч 2-го раунда Лиги Европы в несколько раз дороже, чем в свое время стоил финал гандбольного Кубка вызова с участием минского СКА. Речь идет о десятках тысяч долларов. За что? Пошел в гастроном за водой без газа, а тебе — счет за коллекционный виски. И ничего ты с агентством не сделаешь. Не нравится — не бери.

Новости по теме

Новости других СМИ