Тут делают "Другой Минск". Как заработать на группах в соцсетях?

Александр Арсёнов, IT.TUT.BY

Для одних группы в социальных сетях, красивые или забавные фото в ленте новостей это просто развлечение. Для других это ежедневная напряженная работа по специальности под названием SMM (Social media marketing, маркетинг в социальных сетях).

IT.TUT.BY побывал в гостях у UFOX media, известных как владельцев группы "Другой Минск" в соцсети "ВКонтакте".

Необычные фото города собирают и публикуют в небольшом, но просторном офисе в центре Минска. Коллектив UFOX достаточно молодой, все чувствуют себя как дома."Можете принести любимого мишку или работать в костюме пингвина", — объяснили нам. Рассмотрев на стене детальную картину за авторством художника Макса Захарова, IT.TUT.BY принялся за расспрос руководителей "социально-сетевого медиахолдинга" Сергея Сердюкова и Алексея Купреева.

Сколько человек работает над вашими страницами в соцсетях, сколько вообще в компании?

Сергей: В нашей команде работает 6 человек. Я и Алексей учредители, Алексей по совместительству управляющий директор, я управляющий SMM-отделом. Есть комьюнити-менеджер, контент-менеджер, дизайнер и фотограф.

Алексей: В новых кадрах всегда нуждаемся. Сфера достаточно новая, перебирать приходится много людей, порядка 10-20 людей на вакансию. Если не находим подходящего человека, просто на время отказываемся от такой должности.

Тут делают "Другой Минск". Как заработать на группах в соцсетях?

Сергей Сердюков (слева) и Алексей Купреев (справа)

С какого времени работа над группами в соцсетях стала рассматриваться как бизнес? Организовать фирму решили, когда достигли какой-то цифры по охвату аудитории?

Алексей: Начинал все Сергей в далеком 2008 году, я присоединился спустя 4 года — решили создать агентство, работать "белыми" методами. Со временем привлекли кадры, переехали в офис побольше, открыли новые проекты.

Сергей: То, что это бизнес, поняли в 2012 году — выиграли тендер на продвижение "Евровидения" во "ВКонтакте". Тогда не было особо крупных площадок, но было свое видение продвижения в соцсетях. Сейчас работаем с малым, средним бизнесом, с несколькими крупными клиентами. Сеть пабликов — только одно из направлений, но им тоже активно занимаемся. Есть несколько сотен тысяч подписчиков по Беларуси, есть проекты, нацеленные на Украину и Россию, но в основном работаем с Беларусью.

Вы ведете целых четыре сообщества близкой тематики: "Другой Минск", "Минск, которого нет", "ТВОЙ МИНСК" и "Минск One Love". Не проще ли было вести одно? Не эффективнее ли?

Алексей: Конечно, было бы проще. Но у минчан разные интересы — кто-то хочет пошутить и матом поругаться, это можно сделать в "Minsk One Love", более эстетичные, красивые фотографии - это "Другой Минск", а город с совершенно другой, забытой и заброшенной стороны, город прошлых лет — "Минск, которого нет".

Сергей: Мы отсчитывали процент схожести аудитории специальными сервисами. Оказалось, что только 8-13% состоят в более чем одной группе! Процент схожести аудитории сравнительно маленький, поэтому актуален каждый проект.

Тут делают "Другой Минск". Как заработать на группах в соцсетях?

А не рассматривали другие тематики для сообществ? Может, уже есть какие-то планы по новым пабликам?

Алексей: Тематик хватает: автомобили, путешествия, еда, одежда… У нас есть несколько проектов, но их афишировать пока не будем, думаем, как их позиционировать на рынке, как развивать.

Сергей: Есть проекты, которые в такой "тестовой" стадии уже сами по себе набрали больше 200 тысяч "живых" подписчиков. Но мы окончательно определяем их "идеологию", "миссию", если угодно, на мой взгляд, они пока не совсем идеальны.

Откуда берутся фото для минских групп? В основном присылают пользователи или сами ищите в интернете, сами фотографируете? Есть ли "собственный корреспондент"?

Сергей: Из того, что нам присылают, в новостную ленту попадает далеко не все. Многое отбрасываем, сейчас особо озадачились фильтрацией контента. У "Другого Минска", к примеру, дневная планка 17-22 постов в сутки, из них где-то 70% это материалы пользователей. Но бывает, и 10 приходится делать самим, хотя раз на раз не приходится. А в "Minsk One love" в основном делаем контент сами, присылают значительно меньше материалов.

Есть у нас такой "собкор", хоть и не эксклюзивный, но на аутсорсе постоянно работает. Есть фотографы, которые иногда о нас вспоминают, есть увлеченные подписчики, с которыми даже никогда не виделись.

Алексей: Но ориентируемся мы на контент от подписчиков. Людям приятно, когда их фотография появляется в крупных пабликах.

На какие социальные сети вы ориентируетесь? Только "ВКонтакте" или, скажем, Twitter, Instagram, Google+?..

Сергей: Как раз сегодня смотрел аналитику. Акцент делаем на "ВКонтакте", это "общеславянская" соцсеть, посещаемость которой тут постоянно растет. Facebook у нас заметно менее популярен и даже теряет позиции. К тому же там сложный и запутанный интерфейс — на Западе к нему более-менее привыкли, наших он отпугивает. "Одноклассники" тоже неплохая соцсеть, но там нужен свой стиль подачи информации.

А вот VSeti.by я считаю мертвой. Пробовали с ней работать, осваивали бюджеты, но к успеху не пришли. Какой-то непрофессионализм я тут исключаю: с проектом уже давно работали в других сетях, за полгода набрались четкие цифры, понимали, как ведет себя продукт, но закинули во "ВСети" — эффекта ноль.

Ну а будущее, на мой взгляд, за Google+, особенно на европейском рынке.

Алексей: У Google+ очень большая пользовательская база, огромная зона влияния. Если у тебя есть почта Google, аккаунт на YouTube или Android-смартфон, у тебя почти автоматически есть аккаунт Google+.

Сергей: Думаю, все будет просто: если сюда, в Беларусь, попадут Google Glass, если IT-рынок начнет развиваться под приложения, которые мы можем использовать тут, то и Google+ белорусы начнут пользоваться. За рубежом это начинает набирать обороты, создаются приложения, попадет к нам — все будет и у нас.

Тут делают "Другой Минск". Как заработать на группах в соцсетях?

Вы читали книги по SMM, слушали лекции или учились на собственных "набитых шишках"?

Алексей: Были бы такие книги и лекции — мы бы прошли те пять лет за год. Все, что мы делаем, мы делаем сами, протаптываем тропу.

Сергей: В социальных медиа нет шаблонов, здесь важна практика. Бывает, собираемся с коллегами из различных агентств, меняемся мнениями — все равно понимаем, что каждый прав по-своему. Тут все основывается на опыте ведения проектов, на снятых цифрах и показателях, но никак не на теории.

Поэтому однозначно нет: я не читал никакой литературы, не смотрел никаких роликов по продвижению, по SMM. Единственный раз ходил на восьмичасовой мастер-класс, я там половину проспал, очень много "воды льют".

SMM-щик должен диктовать свои правила, что-то свое внедрять, доказывать, что это эффективно, преподносить людям. Если человек будет слепо повторять за другими слово в слово, его продукт не будет уникальным. Есть крутые ребята, которые делают классные проекты — мы смотрим на них, но не делаем так же.

Много допускали ошибок в работе? Какую ошибку назовете главной?

Алексей: Ошибок было очень много. Самая глобальная ошибка — мы тормозили. Если в голову пришла уникальная идея, нужно не прикидывать, взвешивать, а просто сделать. Это гораздо бóльшие результаты приносит.

Вообще, мы быстро экспериментируем с рекламными пакетами. Какие-то срабатывают, другие нет. Благодаря тому, что их быстро вводили и так же быстро убирали, мы двигались вперед и выработали крутые методы.

Часто бывают конфликты с рекламодателями и пользователями?

Сергей: Нет, мы достаточно мирная компания. С удовольствием слушаем критику от рекламодателей, жалоб как таковых не было.

Алексей: Бывает критика от пользователей, что незаконно опубликовали его фотографию. Но авторское право в интернете очень спорная вещь, сам по себе интернет это нарушение авторского права, он кишит нелегальным контентом. Если какой-то сайт выкладывает картинку в открытый доступ без подписи, то автора очень сложно бывает найти. Но если обращаются с просьбой удалить — удаляем. Подписать — просим доказать авторство и подписываем.

А просьбы удалить фотографию из соображений приватности? К примеру, если в кадр попало лицо или номер машины?

Алексей: Нет, такого не было, не вспомню. Если человек где-то найдет себя на фото, то скорее реакция будет "о, смотрите, теперь я знаменитость!". Люди в соцсети приходят ради общения, коммуникаций, воспринимают все очень легко, свежо.

Тут делают "Другой Минск". Как заработать на группах в соцсетях?

Во "ВКонтакте" не так давно открылась биржа рекламы. Некоторые называют ее революционным новшеством, кто-то ее опасается, кто-то не верит. Как относитесь к ней вы?

Сергей: К ней относимся положительно, долго ее ждали. Это не такая страшная штука, как кажется. На данный момент она касается пабликов-миллионников российского формата. С ее вводом белорусы ничего не почувствовали, у нас такого рынка рекламы нет, как в России. Но штука полезная и крутая. Она позволяет получить точные цифры, точный профит, переходы, охват по каждому посту — больше такого нигде не увидишь.

Есть много компаний, которые верят в соцсети, и много тех, кто боится их. Изначально все боятся рекламы в соцсетях, но нас слушают, мы все доказываем цифрами. Процентов 70 тех, кто отказался сразу, через некоторое время все равно возвращаются. В России в соцсетях конкуренция на любом фронте очень жесткая.

Алексей: Фактически, в Беларуси биржа рекламы - это мы. Сейчас мы стали агрегатором самых массовых сообществ, много где у нас есть эксклюзивные права на размещение. Пока "ВКонтакте" анонсировали биржу, у нас она появилась сама по себе.

Как относятся к вашей работе друзья, родственники? Не говорят "идите на стройку работать, делом займитесь"? Не кажется ли вам самим, что рынок SMM может внезапно умереть?

Сергей: Задели за живое. Мои друзья, родственники вообще не понимают, чем я занимаюсь. "Сообщества "ВКонтакте"? Ну ОК, круто, и что?". Объяснить действительно тяжело, проще сказать, что работаю в интернете.

Алексей: Были в процессе работы такие эмоциональные спады, когда казалось, что SMM не эффективен и на нем много не заработаешь, но появлялись новые сумасшедшие идеи, которые неожиданно хорошо срабатывали. И так не раз и не два.

Сергей: Да, мы спада в SMM не боимся. Я уже 5 лет этим занимаюсь и вижу, сколько за это время было переломных моментов, постоянно соцсети трансформируются, но с каждым таким переломом приходится работать еще более качественно, делать еще более интересные вещи. Так идем вверх-вверх-вверх. Не считаю, что рынок спадет, скорее трансформируется. SMM-компаниям нужно быть адаптивными, ловить тренды, а не страховаться на случай изменений.

Новости по теме

Новости других СМИ