Госорганы "уйдут в облака" к 2019 году. При чем тут "тотальная прослушка"?

IT.TUT.BY

Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 46 "Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий". Ознакомиться с ним можно на портале Pravo.by (PDF). Некоторыми интернет-ресурсами нормативный акт был расценен как "санкционирующий тотальную прослушку".

В Беларуси создается республиканская платформа на основе технологий облачных вычислений, на которой будут размещены программно-технические средства, информационные ресурсы и информационные системы всех государственных органов и иных государственных организаций. Республиканская платформа создается и размещается на базе республиканского центра обработки данных и ЕРСПД.

В соответствии с Указом госорганам и организациям необходимо осуществить поэтапный переход на использование ресурсов платформы до 31 декабря 2018 года, передает Pravo.by.

Республиканский центр обработки данных (ЦОД, дата-центр) принадлежит СООО "Белорусские облачные технологии" (бренд beCloud), именно они займутся обеспечением создания и функционирования республиканской платформы. То же beCloud будет выступать заказчиком по проектированию, строительству и оснащению опорной сети передачи данных, составляющей основу ЕРСПД и осуществлять ее эксплуатацию. Координировать же работы по ЕРСПД по-прежнему будет Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ).


Что такое республиканская платформа и пропуск международного трафика?

Республиканская платформа это программно-технический комплекс для распределенной обработки данных, реализующий технологии облачных вычислений и обеспечивающий взаимодействие с внешней средой.

Проще говоря, все информационные ресурсы госорганов и иных государственных организаций будут перемещены на хостинг в создаваемый beCloud дата-центр, где им будет обеспечена надлежащая защита от модификации, уничтожения или неправомерного доступа, моментальная доступность для пользователя.

Второй важный вопрос, содержащийся в новом нормативно-правовом акте, касается развития системы электронного документооборота.

Как для бумажных документов нужны подписи и печати, так для электронных документов нужна электронно-цифровая подпись (ЭЦП). К сожалению, сейчас наблюдается ситуация, когда распространяемые в Беларуси различными удостоверяющими центрами виды ЭЦП не являются универсальными и подходят только для удостоверения одного или нескольких видов документов. Например, ЭЦП, предназначенной для подписания налоговой декларации, нельзя подписать документы первичного бухгалтерского учета, и наоборот.

В соответствии с Указом в структуре Национального центра электронных услуг (ЦНЭУ) будет создан республиканский удостоверяющий центр Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи, то есть такая организация, которая займется координацией работы по внедрению электронного документооборота в стране. В том числе она будет выполнять функции корневого удостоверяющего центра, а именно займется изданием, распространением, предоставлением информации о статусе, приостановления и возобновления действия, отзыва, хранения сертификатов открытых ключей регистрационных центров, государственных органов, иных организаций и физических лиц.

Республиканскому удостоверяющему центру до 1 июля 2014 года будут переданы все необходимые ресурсы "Белтелекома" и Информационно-издательского центра по налогам и сборам.

Таким образом, появилась надежда, что через какое-то время любое юридическое и физическое лицо сможет иметь единую ЭЦП, пригодную для подписания любого документа, что приведет к значительному сокращению бумажного документооборота в нашей стране.

Кроме того, Указом вносятся некоторые уточнения в ранее действовавшие нормативные акты, в том числе в небезызвестные Указы Президента РБ от 01.02.2010 г. №60 и от 30.09.2010 г. №515. Нормативно установлено понятие "пропуска международного трафика" — под пропуском международного трафика понимается деятельность, направленная на передачу сообщений электросвязи (включая телефонные вызовы, телеграфные сообщения, служебные и информационные сообщения, сетевые пакеты сетей передачи данных без ограничений по используемым пользовательским, транспортным и сетевым протоколам) между сетями электросвязи Республики Беларусь и сетями электросвязи иностранных государств, а также между сетями электросвязи иностранных государств, если передача сообщений электросвязи из одного иностранного государства в другое осуществляется через сети электросвязи, расположенные на территории Республики Беларусь).

НЦОТ будет (как и ранее) осуществлять технический контроль за пропуском международного трафика, в состав которого теперь включены все виды электросвязи, в том числе телефонные звонки. Сама по себе функция НЦОТ по осуществлению технического контроля за пропуском международного трафика была предусмотрена и в предыдущей редакции Указа от 30.09.2010 г. №515, и толкование некоторыми интернет-ресурсами Указа №46 как нормативного акта, "санкционировавшего тотальную прослушку", является, мягко говоря, несколько скоропалительным, так как технический контроль за трафиком и доступ к содержанию, скажем, личной переписки или телефонных переговоров не являются идентичными понятиями.

Под техническим контролем подразумевается поддержание работоспособности сетей передачи данных и, в том числе противодействие "серому трафику" (серьезность задачи начальник ОАЦ недавно обсуждал с Лукашенко). А вопросы доступа к переписке и телефонным переговорам по-прежнему регулируются законом РБ "Об оперативно-розыскной деятельности" и УПК РБ.

Что касается прослушки, то, как показывает история Эдварда Сноудена, большинство государств прекрасно обходится без нормативного закрепления подобных полномочий для своих спецслужб.

Новости по теме

Новости других СМИ