Европейские лидеры продолжат прогулки по краю пропасти

Кирилл Шишов, РБК

По европейскому времени настает "час икс": сегодня в Брюсселе лидеры государств Европейского союза в ходе второго дня переговоров в рамках саммита по проблемам экономики должны попытаться принять решения, призванные вывести Старый свет из экономического кризиса.

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться ЕС, далеко не тривиальны: на карту, как максимум, поставлено все дальнейшее развитие конгломерата и, как минимум, существование евро.

Саммит еще не успел начаться, но за ним уже пристально следит весь мир. Благо, что сторон, вовлеченных в европейский долговой кризис, хватает по всему миру. К тому же лидеры еврозоны в лице Франции и Германии уже загодя начали готовить общественное мнение и партнеров к тому, что, по всей видимости, Европе придется принять ряд жестких и непопулярных решений.

Вчера состоялась предварительная часть переговоров, о которой уже стало известно, что консенсуса в лице 27 стран участниц союза достигнуть не удастся. Однако шансы на преодоление долгового кризиса, окутавшего Европу, сохраняются. По словам президента Евросоюза Хермана ван Ромпея, на которые ссылается ряд иностранных СМИ, решения, призванные спасти европейскую экономику, будут заключены сегодня, но только 17 странами, входящими в еврозону.

Франко-немецкая дружба

Лет 70 назад никому в мире не пришло бы в голову поставить в одно предложение Францию и Германию и связать их глаголом "сотрудничают". Но времена меняются, и теперь Франция и Германия по сути являются ближайшими партнерами на европейской пространстве. Президент Франции Николя Саркози постоянно навещает Берлин для консультаций со своей немецкой коллегой. Канцлера Германии Ангелу Меркель часто видят в президентском дворце на Елисейских полях. Казалось бы, надо радоваться такой трогательной и трепетной дружбе.

Однако франко-немецкая активность, выражающаяся в ряде инициатив, продвигаемых странами-партнерами, не встречает должного отклика у других участниц Евросоюза. Тем не менее, германо-французские предложения являются практически единственными на данный момент проектами по выправлению экономической ситуации в Европе.

Так, не далее как 5 декабря, главы Франции и Германии провели встречу в Париже, в рамках которой в очередной раз обсудили и согласовали совместную позицию, с которой они будут выступать на сегодняшнем саммите. Документ получил гордое название "Европейской конвенции" и предлагает конкретные шаги для выхода из долгового кризиса.

Как отметил Н.Саркози, главная задача для европейских политиков сейчас - это работа над устранением дисбалансов, которые привели к сложившейся в еврозоне ситуации, и предупреждение ее повторения. "Больше все не может идти так, как было до этого момента", - сказал Н.Саркози, указав, что предпочтительным для "Меркози" (появившееся недавно в западной прессе сокращение для А.Меркель и Н.Саркози) было бы внесение изменений в конвенции Евросоюза "так, чтобы ни одна из 27 стран не чувствовала себя ущемленной". Однако при этом европейские лидеры готовы рассмотреть вопрос внесения изменений в соглашения еврозоны (которые будут касаться лишь 17 государств).

По словам французского президента, европейские соглашения планируется изменить таким образом, чтобы они включали пункт наложения автоматических санкций на нарушителей бюджетной дисциплины (в том случае, если дефицит бюджета государства превышает установленный лимит в 3% ВВП). "Меркози" настаивает на том, чтобы специальный европейский орган мог контролировать национальные бюджеты 17 государств еврозоны.

Что касается роли Европейского центробанка в разрешении европейского долгового кризиса, то А.Меркель и Н.Саркози сохранили прежнюю позицию (впредь уважать независимую позицию банка, не комментировать его решения и не выдвигать какие-либо требования по изменению его мандата). Кроме того, лидеры Франции и Германии заявили, что не поддерживают идею введения единых облигаций еврозоны.

Напомним, инициатором внесения изменений в европейские конвенции стала Германия, сославшись на то, что финансовое положение государств-членов блока необходимо контролировать, а безответственное поведение отдельных правительств, допускающих слишком высокий уровень госдолга - наказывать. Наказать "нарушителей бюджетной дисциплины", по мнению немецких властей, можно лишь внесением соответствующих поправок в существующие пакты, которые позволят Еврокомиссии обращаться в Европейский верховный суд и уже через судебную инстанцию требовать от правительств выполнения взятых на себя обязательств.

Призывы к внесению поправок в европейские соглашения стали звучать все отчетливее после того, как в ноябре рыночная доходность 10-летних гособлигаций Италии превысила 7-процентную отметку, которую аналитики называют "точкой невозврата". При стоимости заимствований на уровне 7% финансирование бюджетного дефицита и госдолга Италии становится затруднительным, и стране может потребоваться экстренная помощь партнеров по еврозоне или Международного валютного фонда (МВФ).

По появившейся сегодня информации, именно предложение "Меркози" является препятствием для того, чтобы все страны-участницы союза приняли документы, предложенные сегодня для утверждения на саммите.

Оппоненты

Источники в официальных кругах Евросоюза еще до саммита указывали на то, что инициативу о внесении изменений в европейские конвенции поддерживают далеко не все государства еврозоны. Недовольство высказывают и представители некоторых государств-членов ЕС, не входящих в валютный блок. Данная идея вызывала нарекания также у президента Европейского совета Хермана ван Ромпея, который полагает, что соблюдения бюджетной дисциплины в странах Европы можно добиться и в рамках существующих конвенций.

"Нельзя сказать "мы хотим перейти на новую ступень фискального союза" и одновременно в одностороннем порядке потребовать внесения изменений в существующие договоры. Европарламент никогда этого не одобрит", - сказал один из европейских политиков, участвующий в переговорах по данной теме. Другой политик сообщил, что также не видит смысла в изменении европейских конвенций, полагая, что намеченных целей можно достичь в рамках существующих договоров.

В свою очередь Великобритания, страна, не входящая в еврозону, но являющаяся участником ЕС, заявила, что Лондон не подпишет план внесения изменений в европейские конвенции, если он не будет содержать гарантий интересов Великобритании. Такое заявление сделал британский премьер-министр Дэвид Кэмерон.

"Я отказываюсь подписывать любой договор, который будет ущемлять интересы Великобритании в таких сферах, как защита единого рынка и рынка финансовых услуг", - заявил Д.Кэмерон в телеинтервью. "Разрешение европейского долгового кризиса является главным приоритетом для Великобритании. Несомненно, страны еврозоны должны сделать решительный совместный шаг. Если под этим подразумевается внесение изменений в конвенции Евросоюза, то Великобритания будет настаивать на соблюдении собственных интересов", - добавил он.

Альтернативы

Решения, предлагаемые Францией и Германией для спасения Европы, не являются исчерпывающими. В частности, в ходе сегодняшнего переговорного дня будет рассматриваться и вопрос увеличения объемов Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). В настоящий момент размер фонда составляет 440 млрд евро. Первоначально в ходе саммита предполагалось обсудить возможность его увеличения до 1 трлн. Однако ситуация похоже изменилась и сейчас уже никто не планирует настаивать на том, чтобы фонд достиг именно такого размера.

Так, на этой неделе появилась информация со ссылкой на пресс-секретаря Еврокомисии Амадеу Альтафаж-Тардио, суть которой сводится к тому, что для поддержки проблемных стран еврозона может увеличить использование ресурсов Международного валютного фонда (МВФ) вместо того, чтобы наращивать мощь EFSF. По словам еврочиновника, "средства, перечисляемые в МВФ, не будут увеличивать госдолг еврозоны, так как эти средства направляются в международный финансовый институт. В свою очередь, EFSF не является международным институтом, поэтому инвестиции в него поднимают уровень государственного долга", - заявил А.Альтафаж-Тардио.

Увеличение же уровня государственного долга для еврозоны смерти подобно. Кроме того, EFSF является временным институтом, который должен существовать лишь до середины 2012г. Далее, на смену фонду должно прийти постоянное образование в лице Европейского механизма стабилизации (ESM), цели которого будут аналогичны целям EFSF. При этом ESM уже будет иметь статус международного финансового института, и увеличение его размеров не будет влиять на рост государственного долга зоны евро.

Тем не менее, на текущей неделе EFSF объявил о запуске программы размещения краткосрочных облигаций со сроком обращения три, шесть и двенадцать месяцев. Проведение первого аукциона ожидается до конца 2011г. В программе смогут принять участие все члены рыночной группы EFSF, в которую входит 47 международных финансовых институтов.

Неофициальное подтверждение того, что размер EFSF не будет увеличиваться до 1 трлн евро, а будут задействованы другие механизмы, уже появилось. Так, источники агентства Reuters сообщают о том, главы ЕС уже определили максимальный размер европейского стабилизационного механизма. Его объем не будет превышать 500 млрд евро. Уточняется, что данная сумма может быть пересмотрена к июлю следующего года, когда указанный механизм начнет работать.

По словам источников, лидеры также пришли к соглашению о предоставлении совместных кредитов с Международным валютным фондом. Решено, что их совокупный объем не будет превышать 200 млрд евро. Официального подтверждения этой информации мы вместе со всем миром будем ждать сегодня.

Скрытая угроза

Нервозности саммиту и ожидаемым от него решениям добавляют рейтинговые агентства. Они незримо присутствуют в переговорном процессе и дают понять его участникам, что шаг вправо или шаг влево может быть фатальным. Каждое их действие сопровождается паникой на рынках капитала и дополнительной нагрузкой на политиков, вынужденных отвлекаться от текущих забот и как-то реагировать на позицию экономических экспертов.

Так, на текущей неделе международное рейтинговое агентство Standard&Poor's поместило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги 15 стран еврозоны на пересмотр с возможным понижением. Санкции подверглись Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды, Эстония, Ирландия, Италия, Мальта, Португалия, Словакия, Словения, Испания и Кипр. В сообщении агентства говорилось, что данное решение было принято на основании систематических потрясений в финансовой сфере Евросоюза.

По мнению аналитиков S&P, ухудшение ситуации в этих странах вызвано пятью взаимосвязанными факторами: введении более жестких условий кредитования на всей территории еврозоны; росте ставок доходности по государственным облигациям; продолжающихся политических разногласиях относительно способов выхода из кризиса; высокого уровня задолженности во всем диапазоне; высокого риска рецессии по всей еврозоне в 2012г.

Глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер подверг критике помещение на пересмотр суверенных кредитных рейтингов 15 стран еврозоны аналитиками S&P. "Я не расстроен, но удивлен: в последнее время для преодоления кризиса были приложены существенные усилия, в частности, одобрены меры бюджетной экономии в Италии и Ирландии, - отметил Ж.-К.Юнкер. - Считаю, что это необоснованное решение стало результатом существенного искажения нынешних реалий".

"Оценки рейтинговых агентств все больше смещаются из экономики в политику", - заявил член управляющего совета Европейского центрального банка (ЕЦБ), глава Банка Франции Кристиан Нуайе. К.Нуайе не исключил, что последнее решение Standard&Poor's способствует разжиганию кризиса. "Именно рейтинговые агентства являлись одним из драйверов кризиса в 2008г. Являются ли они фактором, способствующим кризису сейчас? Это тот вопрос, над которым нам всем следует задуматься", - сказал К.Нуайе. При этом А. Меркель полагает, что не следует поддаваться паническим настроениям из-за решения рейтингового агентства. "То, что делает S&P, относится к стандартным обязанностям рейтингового агентства", - заявила А.Меркель, добавив, что еврозона находится на пути выхода из кризиса и что этот курс будет продолжен.

Агентство, послушав европолитиков, продолжило свою деятельность и вдогонку к рейтингам суверенных стран поместило в список с возможным понижением долгосрочный рейтинг Европейского фонда финансовой стабильности, а также рейтинг всего Евросоюза и ряда крупных банков, входящих в еврозону. Как отмечалось в сообщении S&P, рейтинг EFSF может быть понижен на одну или две ступени, если агентство понизит рейтинги одного или нескольких государств еврозоны, выступающих гарантами фонда.

Надежда умирает последней

Тем не менее, несмотря на сгущающиеся над еврозоной тучи, просвет в них виден. Выражается он в двух значимых факторах. Во-первых, в стремлении самой Европы спасти себя от финансовой катастрофы, во-вторых, в аналогичном желании всего остального мира. В частности, Китай в лице министра иностранных дел Ян Цзечи заявил накануне саммита, что он уверен в потенциале евровалюты и готов прибегнуть к целому ряду мер, чтобы помочь Евросоюзу и странам-участницам преодолеть долговой кризис. По его словам, мировое сообщество только выигрывает от помощи Европе, так как благодаря ей обеспечивается стабильность экономического развития.

Китайский министр не одинок в своей позиции. Аналогичного мнения придерживаются все, кто мало-мальски имеет отношение к финансовому миру. Так, например, Соединенные Штаты все время пристально следят за ситуацией в Европе и по мере сил пытаются участвовать в процессе вывода ее из долгового кризиса. А когда консолидируется так много заинтересованных в одном и том же сил, можно надеяться, что рано или поздно ситуация перестанет быть критической и начнет выправляться в лучшую сторону.

Остается верить, что частичного консенсуса, который мы сегодня наблюдаем в ходе саммита ЕС, хватит для того, чтобы кризис начал постепенно сходить на нет. В противном случае печальный инцидент с банкротством ряда финансовых институтов в США, произошедший в 2008г., покажется всем просто забавным недоразумением на фоне того, что может начать происходить с мировой экономикой после краха Европы.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров