Допинг для нашего агрогородка

Денис Лавникевич, БелГазета

Правительство, исполняя июльский указ президента, начало сокращать количество убыточных агропредприятий. Увы, хотя процедура банкротства и прописана в указе, вряд ли через нее пройдет сколько-нибудь заметное количество агропредприятий. Пока чиновники снижают количество убыточных хозяйств старыми методами и надеются на новые перспективы, открытые Россией.

4 июля т.г. президент указом утвердил меры по финансовому оздоровлению сельхозорганизаций. Одним убыточным хозяйствам, согласно указу, грозит досудебное оздоровление, другим - банкротство. Однако в белорусских реалиях банкротство предприятия обычно означает, что в нем поменяют директора и вольют еще больше госденег в уставный фонд. Впрочем, банкротства чиновники стараются избежать любыми способами.

То, что АПК Беларуси насквозь убыточен и представляет собой «черную дыру» госфинансов, признают сегодня все. По оценкам экономиста Ярослава Романчука, с 1995г. по 2015г. государство направило на поддержку АПК около $100 млрд. А по словам спикера СР НС Михаила Мясниковича, «финансирование госпрограмм АПК за 2011-2015гг. составило $43,8 млрд.». В прошлом году рентабельность в АПК упала до -2,5%, количество убыточных организаций выросло вдвое, а их удельный вес (без учета господдержки) достиг 65,6%.

Отвечающий за агросектор вице-премьер Михаил Русый признает: АПК избалован госпопечительством в виде прямых бюджетных субсидий и льготных кредитов. Это подтверждают и независимые эксперты - например, авторы аналитической записки «Меры по совершенствованию процесса разработки и реализации государственных программ в Беларуси», подготовленной Немецкой экономической группой в РБ. По оценке ее авторов, АПК «имеет доступ к обширному списку субсидий и директивному кредитованию, которые предоставляются индивидуально и искажают конкуренцию». Полной статистики по объемам поддержки не существует, ее масштабы и структуру можно оценить лишь частично. Так, по информации Минфина, господдержка, предоставленная юрлицам из республиканского бюджета в 2015г., составила 8,9% всех расходов госбюджета и 1,6% ВВП.

Чиновники не перестают обещать, что «уже завтра» убыточных агрохозяйств в РБ не останется, вот только прямо сегодня в АПК нужно влить еще немножечко денег. «В нашей стране к 2020г. не должно быть ни одного убыточного хозяйства. Мы должны повысить рентабельность продаж, доведя ее не менее чем до 10%, и мотивацию работы в АПК. Только через увеличение производительности труда, качества продукции мы обязаны выйти на совершенно новые параметры развития АПК», - заявил журналистам глава Минсельхозпрода РБ Леонид Заяц в феврале т.г.

Исполняя указ Лукашенко, до конца сентября правительство должно утвердить два списка: агропредприятий, которые могут рассчитывать на оздоровление, и тех, кого будут банкротить. На финансовые вливания смогут претендовать хозяйства, до 1 сентября представившие бизнес-план, «содержащий меры по досудебному оздоровлению … с указанием лиц, на которых возлагается ответственность за его реализацию». В том числе речь идет о персональной ответственности председателя соответствующего исполкома.

Среди мер оздоровления - рассрочка погашения обязательств по платежам, по возврату бюджетных ссуд и займов, по налогам и сборам, по платежам за электроэнергию, газ и тепло, а также обнуление налога на прибыль и ряда других налогов. Конкретные суммы финансовой поддержки в указе не оговариваются, но из его текста понятно, что в основе на этот раз будет не прямое субсидирование (на него просто не хватает денег), а создание агропредприятиям тепличных условий по сравнению с другими белорусскими компаниями.

На практике «оздоровление» выглядит иначе. Например, за два ближайших года к 4 прибыльным ОАО («Витебский МК», «Глубокский комбикормовый завод», «Оршанский комбинат хлебопродуктов» и «Полоцкий комбинат хлебопродуктов») присоединят 37 убыточных сельхозпредприятий. Создаваемым организациям будут предоставлены рассрочки погашения образовавшейся задолженности по налогам и сборам, бюджетным ссудам, займам и энергоносителям сроком на 3 года без начисления процентов за рассрочку. Активы данных предприятий на общую сумму BYN369 млн. посредством выпуска государственных ценных бумаг в инвалюте сроком на 5 лет по ставке 7% годовых, передаваемые банкам в качестве оплаты за активы, будут выкуплены. Такой механизм прописан в указе президента N320 от 25 августа 2016г.

Кстати, именно в Витебской области находится наибольшее число агропредприятий с хронической задолженностью по зарплате и значительными долгами за энергоресурсы. На Витебщине даже с господдержкой удельный вес убыточных сельхозпредприятий превышает 45%. Если покопаться в указе N320, станет понятно, что финансовую нагрузку по поддержке убыточных хозяйств Минск перекладывает на областные бюджеты: расходы на обслуживание упомянутых в указе гособлигаций будут нести налогоплательщики. Результат - формально количество убыточных предприятий снизится, сократится объем просроченной кредиторской задолженности, уменьшится число организаций с просроченной задолженностью по зарплате. А реально за все заплатят не аграрные бароны в засаленных пиджаках, а рядовые граждане.

Один из агрочиновников, пожелавший остаться неназванным, поделился с автором этих строк своим видением реформ в АПК: «От банкротства никому ни холодно ни жарко не будет. Ведь как у нас оно выглядит? Директора поменяют, может, устав перерегистрируют, да денег в хозяйство вольют. Бюджетных, конечно, - больше взять неоткуда. Но у нас все равно установка - до банкротства хозяйства не доводить. Сейчас в министерстве очень надеются на российский госзаказ, доступ к которому открылся для белорусского АПК. Но поможет ли это конкретным хозяйствам?».


МОЛОЧНАЯ СВЕРХДЕРЖАВА

В конце августа появилось постановление правительства России, согласно которому зарубежные поставщики продуктов питания не будут допускаться к конкурсу на исполнение госзаказа РФ, если в нем участвуют два или более поставщика из ЕАЭС. По данным портала «Евразия Эксперт», госзакупки продовольствия обеспечивают бюджетные учреждения, в которых питается около 25 млн. жителей РФ. По оценкам Минсельхоза РФ, доля импорта здесь достигает 15-20%. Защитные меры открывают новые возможности для национальных АПК стран ЕАЭС, и в первую очередь для Беларуси, которая, как считают российские эксперты, получит возможность без конкуренции нарастить поставки молока и молочной продукции.

Сегодня потребности бюджетных учреждений РФ в молоке составляют 1,5 млн.т, что превышает годовой экспорт белорусской молочной продукции в Россию.

Справка «БелГазеты». В 2016г. белорусские предприятия уже поставили в РФ более 304 тыс.т молочной продукции, в т.ч. более 56 тыс.т сухого молока. По данным «Союзмолока», в 2013г. на Беларусь пришлось около 42% российского импорта молокопродуктов, в 2014г. - 52%, в 2015г. - 83%. В сегменте цельномолочной продукции РБ стала импортером-монополистом, обеспечив по итогам 2015г. 97% всего импорта в РФ, а по итогам 4 месяцев 2016г. - 95% (71,7 тыс. т).

По словам министра сельского хозяйства Леонида ­Зайца, Беларусь ежедневно продает за рубеж продукции АПК на $11 млн. И не в убыток: например, говядина продается в Россию с рентабельностью в 21%, чистая прибыль с тонны - $684. Многие сыры продаются с прибылью около $1 тыс. (рентабельность продаж - 26-27%).

В результате по итогам I полугодия РБ оказалась на 3-м месте в мире по экспорту сухой сыворотки, на 3-м месте - по маслу, на 4-м - по сыру. Более 90% белорусского продуктового экспорта - это поставки в Россию. В 2015г. Беларусь экспортировала на 15% больше мяса и в 2 раза больше молока и молочных продуктов, чем во времена СССР. При этом страна полностью закрывает внутренние потребности, а вся мясомолочная продукция произведена на собственных кормах. Одна беда: на убыточных колхозах это никак не сказывается.

Новости по теме

Новости других СМИ