В Могилевской области зарплата в 300 рублей считается роскошью


Могилев. Фото с сайта static.panoramio.com
Население юго-востока области выживает за счет контрабанды с Россией.

В конце октября состоялась рабочая поездка в юго-восточные районы Могилевской области в рамках мониторинговой деятельности Belarus Security Blog в административных районах, граничащих с Россией.

Текущей фазой мониторинга были охвачены Кричевский, Климовичский, Хотимский и Краснопольский районы.


Социально-экономическое положение

Данные территории можно обосновано считать зоной бедствия. Нарастает социальный пессимизм, обстановка в регионе ухудшается практически на глазах.

Уровень доходов населения остается низким. Фактически, зарплата в BYN 300 считается приличной. Катастрофические положение в сельском хозяйстве зарплата в BYN 40 (!) в сезон – вполне распространенное явление. В итоге разворовывается, что может быть украдено, с целью последующей перепродажи: лес, зерно, навоз, ГСМ и т.п.. Фактически, власти, доведя регион до откровенной бедности, толкают местное население к противоправной деятельности.

Прекращена реализация социальных программ, связанных с ликвидацией последний аварии на Чернобыльской АЭС, жители региона лишены тех небольших льгот, которые у них имелись ранее. В итоге практически прекратилось поступление международной помощи для этих территорий.

Стоит отметить, что в сопредельных регионах России, пострадавших от аварии на ЧАЭС, все льготы и компенсационные доплаты сохранены. Такое сравнение очевидно дискредитирует белорусский режим в глазах местного населения и повышает уровень авторитета российских властей.

Отсутствие платежеспособного спроса угнетающе действует на местную сферу услуг. Наблюдается отток малого и среднего бизнеса из Беларуси в Россию, где покупательская способность населения значительно выше, а местные власти настроены более лояльно к предпринимателям.

Бросается в глаза большое количество заброшенных жилых строений не только в деревнях, но и в районных центрах. Так, например, в Хотимске с одной стороны, имеются заброшенные жилые строения, принадлежащие предприятиям. А буквально в километре идет строительство многоквартирного жилого дома с поддержкой бюджета. Хотя, очевидно, дешевле было бы привести в пригодное для проживания состояние имеющиеся постройки и передать их нуждающимся.

На дорогах местного значения крайне редко можно встретить грузовой транспорт, что является косвенным свидетельством кризиса экономики региона: на более чем 1000 км пробега за два рабочих дня в разное время суток приходится 53 грузовых автомашины.


Деиндустриализация и депопуляция

В регионе нарастает деиндустриализация. Причем закрываются не только неэффективные предприятия, но и как минимум безубыточные производства. Объясняется это экономической целесообразностью дозагрузки аналогичных производств, расположенных в крупных городах. Так, было закрыто несколько местных малых молокоперерабатывающих производств. При этом никакие новые производства не создаются.

В итоге Краснопольском районе не осталось ни одного промышленного предприятия. Местное население имеет следующие источники дохода:

— социальные выплаты (пенсии и пособия), размеры которых значительно ниже российских;

— зарплаты в бюджетном секторе, количество рабочих мест в котором также снижается за счет объединения сервисных служб (электросети, услуги связи, газоснабжения) с ликвидацией управляющих структур, рабочие места в которых относительно высокооплачиваемые, что еще более ухудшает ситуацию на местах;

— подсобное хозяйство;

— полуофициальные и неофициальные экономические связи с приграничными российскими территориями, куда значительная часть местного населения выезжает для торговли либо оказания мелких услуг.

Территории страдают от депопуляции. Регион покидает не только молодежь, но уже и люди среднего возраста, которые не видят перспектив там для своих детей. О настроениях уезжающих свидетельствует тот факт, что они зачастую бросают жилье, которое не удается продать в приемлемые сроки и переезжают на новые места жительства. Центрами притяжения являются города областного подчинения, где экономическая ситуация не на много лучше.

В регионе не развита инфраструктура для отдыха и досуга молодежи: в Климовичах в течение многих лет нет даже дискотеки.


Лес и вода

Одним из основных ресурсов региона является лес. Фактически, лесозаготовка и лесообработка — это один из немногих видов деятельности, который позволяет заработать деньги. Однако, значительная часть лесных массивов региона выведена из оборота из-за радиоактивного загрязнения. Поэтому оставшиеся незагрязненными лесные массивы со слов местных жителей подвергаются сверхэксплуатации.

Ухудшается положение с поверхностными водами. Очевидно, что колебания климата становятся фактором уже и в Беларуси. Местные реки мелеют. Понижается уровень грунтовых вод. В условиях, когда значительная часть сельского населения пользуется колодезной водой, это является дополнительным фактором стресса.


Правопорядок и общественная безопасность

Процветает контрабанда лома черных металлов в Россию, где заготовители предлагают более высокие закупочные цены. Иногда речь можно вести о колоннах грузовых автомашин числом до двух десятков, которые организованно по проселочным дорогам везут металлолом в соседние российские регионы. Стоит отметить, что Беларусь является импортером металлолома из России. Естественно, по цене значительно выше той, которая предлагается за лом на внутреннем рынке. Не совсем понятно, что мешает белорусским металлургам выровнять закупочные цены на лом черных металлов внутри страны до российского уровня. Объяснений может быть два: бесхозяйственность и коррупция.

Сезонным товаром является зерно, которое также вывозится в Россию из-за более высоких закупочных цен. Фактический сбор зерновых в регионе превышает отчетный.

Периодически белорусские правоохранители предпринимают усилия с целью пресечения контрабанды. Однако, они носят формальный характер, какая-либо наступательность и инициатива со стороны правоохранителей отсутствует: они просто находятся в обозначенных районах или на маршрутах патрулирования вблизи границы. При этом местные жители об этом как правило заранее оповещены. На основных дорогах через границу стихийно сложилась система оповещения о наличии там правоохранителей.

Граждане России не оказывают заметного влияния на криминогенную обстановку в приграничных районах Беларуси.

Во время поездки осмотрены две проселочные дороги в Россию, которые имеют явные следы активной эксплуатации. Однако, в соседнюю страну возможен беспрепятственный въезд и по дороге местного значения с твердым покрытием.


Кадровая политика властей

Мягко говоря, сомнительна эффективность кадровой политики областного руководства в этих регионах. Краснопольский район стал местом негласной ссылки проштрафившихся чиновников из других районов. Низкий уровень авторитета среди местного населения и у руководства Кричевского района. Все это, очевидно, не способствует улучшению ситуации.

Местные власти и руководители предприятий зачастую оторваны от населения. Частая замена служебных автомашин, показная роскошь (по местным меркам) некоторых чиновников и руководителей на фоне общего обнищания региона вызывают откровенно раздражение со стороны местного населения. Для подавления недовольства местные власти и руководители предприятий используют угрозы увольнения с работы, что является действенным репрессивным инструментом.

Как было сказано выше, в регионе наблюдается проблема с колодцами. При этом местные власти перекладывают ее решение на жителей. Речь идет о дискриминации жителей сельских населенных пунктов, значительная часть которых – пожилые люди.


Политическая ситуация

На «выборах» в «палату представителей» в регионе приняло участие порядка 45% избирателей.

Интересно отметить, что местное население критическо относится к белорусским властям, при этом одобряя внешнюю политику России. Хотя за последние два года это одобрение ощутимо снизилось.

В целом население скорее аполитично, занято собственными проблемами, а позиция человека определяется фактором российского телевидения.


Выводы

Имеет место ситуация маргинализации целого региона, его обеднение, депопуляция и общая деградация. Региональная политика центральных властей откровенно провальна. На примере Краснополья можно утверждать, что в Беларуси есть территория (как минимум одна), которая в части обеспечения доходов местного населения, связана с остальной страной только посредством бюджетной сферы и социальных выплат. Без которых от Беларуси там остаются лишь вывески на зданиях госучреждений.

Ситуация в регионе требует жестких кадровых решений в отношении чиновников и руководителей госпредприятий и наведения порядка в работе правоохранительных органов.

Необходимо детально изучить ситуацию, связанную с закупкой и импортом металлолома.

Регион нуждается в новой индустриализации с опорой на местное сырье (сельскохозяйственное, лесное, строительное). Однако, качество местных кадров не позволяет рассчитывать на способность региональных властей обеспечить необходимый приток инвестиций. А бюджетные ограничения не позволяют рассчитывать на значительный масштаб госинвестиций.

Новости по теме

Новости других СМИ