Эксперт: Нынешних ресурсов при сегодняшних темпах их сокращения хватит только на 3-4 месяца

Владимир Артюгин, BEL.BIZ

Все больше становятся похожи на заклинания заявления руководства Беларуси о том, что с экономикой все в порядке и в 2013 году никаких проблем не будет.

Оно убежденно, что кроме приватизации существуют другие способы обеспечения сбалансированности экономики. Описать их можно примерно так: все будет хорошо, а если и понадобятся некоторые денежные средства, то потребность в них будет незначительной и решаемой.

Для стабильной работы современной экономической модели экономики Беларуси, кроме дешевых энергоносителей, в год необходимо еще около 3 млрд. долларов США.

При этом стабильность экономики в 2012 году обеспечили:

- 1,5 млрд. долларов США от схемы с "растворителями-разбавителями" (по российской оценке),

- 0,44 млрд. долларов США от ЕАБР (третий транш),

- 1,0 млрд. долларов США (из 1,8 млрд долларов США, купленных у населения в октябре 2011 года – июле 2012 года, и переведенных на счета Нацбанка у нерезидентов через валютные кредиты субъектов хозяйствования).

Сюда можно еще добавить 218 млн долларов США, полученные Минфином от ГДО.

При этом объем ЗВР за 11 месяцев 2012 года вырос всего на 300 млн. долларов США: на 1.01.2012 он составлял7,92 млрд. долларов США, а на 1.12.2012 – 8,22 млрд долларов США.

Полученные Беларусью в конце 2011 года 2,5 млрд. долларов США от продажи Белтрансгаза, 1 млрд. долларов США - под залог Нафтана и 0,44 млрд. долларов США от ЕАБР (второй транш) можно не учитывать, так как они были зачислены в ЗВР и для обеспечения стабильности экономики в 2012 году напрямую не использовались.

Развитие экономики Беларуси в 2013 году будет определяться тем, сумеет ли руководство страны найти необходимые 3 млрд. долларов США?

Причем совершенно не важно, что будет их источником: внешние кредиты, доходы от приватизации или инвестиции, новая схема типа "растворители-разбавители", покупка валюты у населения, сокращение внешней дебиторской задолженности или рост доходов от внешней торговли и т.д.

Если эти 3 млрд долларов США удастся найти, то 2013 год будет похож на 2012 год, а если не удастся, то на 2011 год.

На данный момент про 2013 год уверенно можно сказать только то, что цены на газ и нефть будут примерно на том же уровне. Правда, если в 2012 году Беларусь на выплату своих внешних гособязательств потратила 1,7 млрд. долларов США, то в 2013 году потребуется почти на 1,5 млрд. долларов США больше. Все остальное – из области вероятности.

В бюджете предусмотренны средства на выплаты по внешнему долгу, но источники этих средств пока не названы. Даже заложенные в бюджет поступления в виде двух траншей кредита ЕАБР (пятый и шестой) совсем не гарантированы. Также в бюджете возможен рост лимита внешнего госдолга на 2 млрд. долларов США (это при том, что необходимо вернуть более 3 млрд. долларов США, то есть допускается получение внешних госкредитов на 5 млрд. долларов США(!)).

Рассмотрим каждый из возможных вариантов получения необходимых 3 млрд долларов США:

Из-за прекращения схемы с "растворителями-разбавителями" увеличение доходов от внешней торговли вряд ли возможно. Без появления новой (сравнимой по доходности) схемы получить рост доходов по сравнению с 2012 годом будет нереально. А нарастить общий оборот без увеличения объема поставок нефти (раза в два) не получится, так как Россия готова поставить только 18 млн. т, что даже меньше объема поставок в 2012 году. Ситуацию усугубляет необходимость возврата в Россию 2,1 млн. т топлива, переработанного из "нелегальной" нефти. Оставшиеся отрасли если и могут нарастить объемы экспорта, то незначительно.

Сокращение внешней дебиторской задолженности также сложно осуществить. Только за 9 месяцев 2012 года ее объем вырос на 1 млрд. долларов США. Более-менее стабильный курс и высокие процентные ставки по рублевым ресурсам иного результата и не могут дать. В конце 2012 года ставки по рублевым ресурсам опять стали выше 40%, что может только еще больше увеличить рост внешней дебиторской задолженности при тех же темпах производства (роста ВВП). Сокращение внешней дебиторской задолженности возможно либо за счет увеличения складских запасов, либо за счет сокращения объемов производства (сокращения ВВП), что вряд ли произойдет.

Таким образом получить необходимые средства возможно либо от внешних займов, либо от приватизации.

С МВФ пока все "глухо", и нет надежд, что что-то изменится в ближайшие несколько месяцев. И это при том, что на долю МВФ в объеме платежей в 2013 году приходится 1,9 млрд. долларов США.

Заявления руководства Беларуси, о том, что в случае необходимости можно будет получить отсрочку на 1 млрд. долларов США сомнительны - МВФ вряд ли с этим согласится. Любая попытка добиться отсрочки по платежам от России будет постоянно увязываться с другими вопросами в российско-белорусских отношениях (например, о приватизации). На долю дружественных Китая и Венесуэлы в платежах 2013 года приходится всего 0,3 млрд. долларов США и 0,1 млрд. долларов США соответственно.

Условие МВФ о согласии на системную реформу на всех уровнях управления Беларуси делает подписание новой программы почти нереальным, а рефинансирование старой программы не входит в правила МВФ. Остаются два транша кредита ЕАБР (по 0,44 млрд. долларов США) в 2013 году. При этом для пятого транша необходимым условием является приватизация госимущества на 2,5 млрд. долларов США. Для шестого -добавляется обязательная приватизация еще на 1,2 млрд. долларов США.

Запасные аэродромы… также закрыты

Заявленные 0,5-0,6 млрд. долларов США на азиатском рынке планируется получить под ставку не более 7,5%, выбрав ориентиром ставку на внутреннем рынке, под которую удалось привлечь 0,2 млрд. долларов США. Для этого обеспечивается снижение ставки на рынке евробондов (уже ниже 9%).

С 1.01.2012 также ожидается получение некоторой суммы от налога на калийные удобрения (около 0,7 трлн. белорусских рублей), и от нефтяников за счет дополнительной белорусской экспортной пошлины (в сумме 3,1 трлн. белорусских рублей). А полученные 2,2 трлн. белорусских рублей (от Белкалия и белорусских нефтяников), можно будет считать безэмиссионными поступлениями в бюджет.

От валютной "заначки" Нацбанка, купленной у населения, осталось меньше 0,8 млрд. долларов США (на 1.11.2012), и сколько из нее останется к 2013 году – неизвестно. Возобновить механизм покупки валюты у населения и направление его на счета Нацбанка в "заначку" не получится. Во-первых, приостановлена выдача валютных кредитов субъектам хозяйствования "под оборотку". Во-вторых, при нестабильной ситуации в экономике население не стремится продавать свою валюту для "инвестирования" в рублевые депозиты.

Нынешних ресурсов (без сокращения ЗВР) при сегодняшних темпах их сокращения (200-250 млн. долларов США в месяц) хватит только на 3-4 месяца, то есть до марта 2013 года. Не стоит обольщаться, что нынешний объем ЗВР больше объема ЗВР на март 2011 года в два раза (8 и 4 млрд. долларов США соответственно). Ведь объем валютных депозитов секторов экономики стал больше на 2,5 млрд. долларов США, а объем выплат по госдолгу в 2013 году превышает объем выплат по госдолгу в 2011 году более чем на 2 млрд. долларов США.

Аналогией с 2011 годом является выплата в январе 0,8 млрд. долларов США по внешнему госдолгу и очень вероятная попытка привлечения для этого уже упомянутых 0,5-0,6 млрд. долларов США, правда теперь не в Европе, а на азиатском рынке. Дежа вю, как говорится.

Несмотря на "богатство выбора" возможных способов нахождения "заветных" 3 млрд. долларов США, их поиск сводится к обсуждению условий и объемов приватизации госимущества. При этом очень шаткой представляется ситуация, когда Беларусь будет готова продать что-то из госимущества, а Россия затянет с покупкой. Дело в том, что других серьезных покупателей на белорусские предприятия нет - инвестиционный климат не позволяет приходить в Беларусь.

"Причинно-следственный" игнор…

Действия руководства Беларуси по игнорированию явного ухудшения ситуации в экономике может объясняться двумя причинами.

Во-первых, существуют принципиальные договоренности о поступлении валюты в Беларусь. В целом, они устраивают руководство страны. Просто продолжается торговля "до последнего" для получения хоть каких-то дополнительных выгод. По этому сценарию шла подготовка к 2012 году, когда договора о продаже Белтрансгаза и по условиям поставки энергоносителей были подписаны только в конце 2011 года.

Во-вторых, надежда на "авось". Надежда на то, что как-нибудь "выкрутимся": возьмем новые кредиты, пролонгируем старые – умирает последней. А в случае неудачи – повторим 2011 год, в конце концов, продать часть госимущества для выхода из кризиса всегда можно. К тому же опыт 2011 года показывает, что за счет девальвации можно нарастить объем внешней торговли.

Судя по решению Совета АКФ ЕврАзЭС о выделении четвертого транша кредита ЕАБР, более вероятен первый сценарий, второй пока находится в резерве. Кто знает, как будет идти торговля…

Обсуждение объектов и условий приватизации все больше напоминает "восточный базар", когда участники спорят "до хрипоты", взывают "к разуму" и "к совести". Потом уходят, заявляя, что это последняя цена, и снова возвращаются, начиная все с начала. Вот только для одной стороны это всего лишь вопрос времени - покупатель может и подождать, а для другой стороны - вопрос если и не "жизни и смерти", то сохранения права на собственный выбор будущего.

P.S. Можно предположить, что лояльность России при выделении четвертого транша кредита ЕАБР обусловлена предстоящим в декабре погашением белорусских гособлигаций, размещенных в России на сумму в 7 млрд. российских рублей (около 230 млн. долларов США). С одной стороны, получение этих денег поможет решить проблемы в экономике Беларуси в 2012 году, но, с другой - это означает, что для стабильной работы в 2013 году понадобится уже 3,5 млрд. долларов США.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров