"Брежневизация" экономики тормозит здравоохранение

Никита БЕЛЯЕВ, intex-press

Даже власти, которые раньше превозносили достижения белорусской системы здравоохранения, ныне заговорили о серьезных проблемах медицины. Среди них — низкие зарплаты врачей, нехватка специалистов, падение качества обслуживания.

Необходимость менять положение дел в отрасли, кажется, осознали уже все — и чиновники, и президент.

Независимые эксперты твердят об этом давно. Правда, их предложения не систематизированы. Чтобы свести их воедино, вполне можно было бы использовать инициативу Европейского союза "Европейский диалог о модернизации с Беларусью". Другой вопрос, захотят ли нынешние власти воспользоваться концепцией реформ в этой сфере. По крайней мере, сегодня они предпочитают паллиатив.

Белорусская медицина все еще работает по системе, которую в первой половине ХХ века создал первый нарком здравоохранения СССР Николай Семашко. Такая система дала ряд плюсов: медицина стала доступной, снизился риск инфекционных заболеваний и т.д. Однако прошло много времени, и эта отрасль в Беларуси явно требует модернизации.

Речь идет и о повороте в общественном сознании. Общество по советской привычке воспринимает медицину как некую бесплатную социальную услугу, которую обязано обеспечивать государство. Власти используют принцип доступности и бесплатности медицины в политических целях. Но на самом деле за многое приходится платить, а вот качество вызывает вопросы.


Врачей не хватает, часто лечат неважно

Некоторые назревшие шаги властями все-таки были сделаны — это и развитие системы республиканских научно-практических центров (РНПЦ), и определенная модернизация материально-технической базы, и увеличение количества врачей на душу населения.

Однако в тот же РНПЦ простому человеку часто можно попасть по записи только после долгих месяцев ожидания. Велики очереди и в обычных поликлиниках, ко многим специалистам взять талончик — проблема.

При этом врачей вроде бы много. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, в Беларуси их на душу населения больше, чем в среднем по ЕС и СНГ. В 2011 году на 10 тысяч жителей приходилось 55 врачей. Для сравнения, в странах Евросоюза обеспеченность врачами в среднем составляет 31,5, в государствах СНГ — 37,5 на 10 тысяч жителей.

Но дело в том, что врачами у нас считают не только тех, кто работает в системе, а всех, кто получил медицинское образование. Отсюда и такая цифра.

В то же время, согласно белорусской статистике, общая нехватка врачей в стране составляет 21,2%. Кроме того, из тех врачей, которые сегодня работают, 17,5% являются пенсионерами, а 8,5% находятся в отпуске по уходу за детьми.

Наибольшая нехватка врачей ощущается в системе оказания неотложной помощи, где 25% сотрудников — пенсионеры, а 15% — студенты. Укомплектованность участковыми врачами-терапевтами и врачами узкой специализации составляет сегодня и вовсе менее 75%.

Кадровый вопрос остается одним из самых острых для белорусской системы здравоохранения. Нехватка квалифицированных кадров напрямую отражается и на других проблемах этой области. Из-за дефицита кадров страдает доступность медицины, ведь одной из причин очередей на прием к врачу является то, что нужных специалистов попросту нет.

С кадровым голодом связана и проблема качества медицинских услуг: квалифицированные и опытные специалисты или уезжают из страны, или попросту уходят из медицины, в большинстве случаев в фармацевтику.

Причин этому много. Например, давят требования государства о выполнении все более масштабных планов оказания платных услуг, увеличения валютной выручки, возросшее количество бумажной работы.

Не устраивает многих врачей и зарплата. Однако денег на ее повышение у государства в ближайшее время не предвидится. Возможным выходом из ситуации могли бы стать реформы, но маловероятно, что власти пойдут на кардинальные изменения.


Пока только косметический ремонт

Проведению реформ в медицине мешает не только отсутствие политической воли, но и процесс "брежневизации" экономики в целом.

Так, развитие системы страховой медицины в Беларуси — идея хорошая. Но преградой является существующая в стране система страхования в целом: большую часть страховых услуг имеет право оказывать только государственная компания-монополист — "Белгосстрах". Неразвитостью страхового рынка объясняется и ограниченность, и высокая стоимость страховых услуг. Если медицинское страхование развивать в таких условиях, то особого толку не будет.

То же можно сказать об институте семейного врача, который вполне может заменить первичное звено нынешней системы здравоохранения — поликлиники. Но эффективности от простого внедрения этого института ожидать не стоит, необходимо менять систему управления медициной.

Ведомственные чиновники неоднократно заявляли, что для них показателен опыт Литвы. Однако там система работает совершенно в других рамочных условиях.

Во-первых, врач работает на себя, а не на государство, во-вторых, врача выбирает семья по критерию качества оказываемых услуг, он не назначается государством по территориальному принципу. В-третьих, доход врача зависит от количества семей, которые заключили с ним договор. Соответственно, чем лучше качество услуг, тем больше врач заработает.

Участие государства в этом процессе — минимальное, заключается оно лишь в том, что определенную сумму платы за услуги врача государство дотирует, в остальные же процессы не вмешивается.

Белорусские власти вряд ли пойдут на перекройку всей системы, так как настороженно относятся к частнику, привыкли все контролировать.

Пока складывается впечатление, что они сделали в системе здравоохранения косметический ремонт и теперь хотят, чтобы медики выкручивались сами. При этом государство связывает им руки требованиями в виде законов, декретов и указов и не дает необходимого уровня самостоятельности.

Новости по теме

Новости других СМИ