Мечислав Гриб: Парламент Беларуси сегодня - декорация, а не ветвь власти


Белорусский парламент уже давно перестал принимать судьбоносные для страны решения.

Онлайн-площадка общественных инициатив zvarot.by проводит сбор подписей под коллективным обращением "О предоставлении отчета за период нахождения в статусе депутата Палаты представителей Республики Беларусь".

Причина обращения – низкая законодательная активность депутатов Палаты представителей 5 созыва, которые использовали свое право на внесение законов только 3 раза за 4 года.

В документе отмечается, что граждане Беларуси наделены правом избирать своих представителей в парламент с целью лоббирования интересов и проблем, волнующих всех граждан.

В связи с этим депутатам предлагается представить отчет о проделанной работе, дав подробную информацию по ряду вопросов: воспользовались ли они правом законодательной инициативы; какие предложения вносились или в рассматриваемые законы; с какими запросами и как часто обращались в правительство за разъяснением текущей экономической и социальной политики; как часто и по каким вопросам направлялись представления о предотвращении нарушений законности в правоохранительные, контролирующие или иные органы.

Минимальное использование права законодательной инициативы – одна из черт белорусского парламента. Хотя в первой половине 20-го века ситуация была противоположная.

- В Верховном Совете законопроекты в основном разрабатывали сами депутаты: по личной инициативе, в комиссиях, фракциях. Это была наша прерогатива, никто нам ничего не помогал, - рассказал Службе информации "ЕвроБеларуси" один из председателей Верховного Совета 12-го созыва Мечислав Гриб. - Законопроектов было много: они были по делу и не по делу, кто-то просто хотел засветиться, пропиариться. Поэтому было принято решение об экономическом обосновании каждого законопроекта, для чего необходимо было получить заключение Совета Министров, какую пользу или вред он принесет, во что обойдется государству. За пять лет своей работы мы приняли около 440 разработанных нами законов.

- Тогда существовала практика поступления в парламент разработанных Совмином законов?

- Существовала. Совмин мог разработать законопроект, но он старался вносить его через фракцию. В Верховном Совете существовала проправительственная фракция "Беларусь", которую возглавлял Геннадий Козлов. Это была большая фракция, которая позволяла правительству с большей вероятностью провести через парламент законопроект, чем напрямую от себя. Тем более что депутаты тогда предъявляли серьезные претензии Совмину, часто приглашали к себе премьера Вячеслава Кебича, доходило даже до оскорблений.

- Можете назвать знаковые законопроекты, разработанные именно депутатами?

- Да практически все были разработаны депутатами. Это и Конституция как основной закон, которая разрабатывалась депутатами четыре года. Это законы об обороне, вооруженных силах, милиции, социально-экономическом положении. Даже все бюджеты проходили через Верховный Совет. Хотя проект закона о государственном бюджете разрабатывался, естественно, в правительстве, он проходил обсуждение в комиссиях, от решений которых зависело очень много.

Наблюдая за работой Палаты представителей, я могу сказать, что после 1996 года парламента в Беларуси как такового нет. Он есть де-юре, но де-факто его нет. Он не принимает никаких судьбоносных законов. В этом году обсуждается вопрос о повышении пенсионного возраста. В итоге решение принимается указом президента. Идет обсуждение социально-экономического развития страны на пятилетку, опять проект документа не обсуждается в парламенте, а выносится на рассмотрение не имеющего никакого статуса Всебелорусского народного собрания.

С сегодняшним парламентом власть не считается. Он ей нужен как декорация демократического государственного устройства, но как государственная ветвь власти он перестал существовать после референдума 1996 года.
Депутаты должны отчитываться перед избирателями в соответствии с законодательством. Но они этого не делают. Тем более не сделают это сегодня, когда через месяц состоятся новые выборы.

- Место в парламенте считается достаточно престижным и выгодным. Какие свои задачи реализовывают представители власти, участвующие в выборах?

- Во-первых, это шаг наверх в структуре власти. Во-вторых, они приобретают близкие связи с профильными для парламентских комиссий министерствами и ведомствами. Там открываются новые двери, войдя в которые можно получить протекцию, найти себе на будущее новую должность, открыть новый бизнес. И самое главное, после четырех лет голосования "за" при достижении пенсионного возраста они получают право на денежное содержание, которое в разы больше средней пенсии.

- Три закона за четыре года, может это говорит соответствующих профессиональных качествах депутатов?

- Успешному производственнику, врачу, педагогу, но не юристу понадобится минимум год работы для понимания системы законотворческой деятельности. Надо время и желание, чтобы научиться. Но три разработанных самими депутатами законопроекта за четыре года - это даже сложно комментировать.

- Еще одна черта Палаты представителей – практически стопроцентное одобрение законопроектов. Депутаты объясняют это серьезной работой в комиссиях, когда к заседанию сессии уже выработана общая позиция. Вы согласны с их доводами?

- Это они делают, чтобы приукрасить свое положение, чтобы показать, что они много работают. Но в этом году никто не возмутился тому, что вопрос повышения пенсионного возраста, социально-экономического развития страны на пять лет не обсуждался в парламенте. Ведь это их вопросы.

В Верховном Совете по этим вопросам поднялись бы жаркие споры. А нынешние депутаты молчат: они согласны с тем, что разрабатывается другими.

- Что надо сделать, чтобы парламент перестал играть декоративную функцию и стал заниматься реальной законотворческой деятельностью?

- Считаю, надо возвратиться к системе Верховного Совета. Нам не нужны две палаты в парламенте. У нас унитарное государство, более 80% считают себя белорусами. У нас нет самостоятельных областей, поэтому не нужен и Совет Республики, который фактически состоит из представителей президента. Мы не Франция и не Россия.

И главное, парламенту надо вернуть функции полноценной ветви власти. Для этого надо поделиться властью, которая находится в руках президента и которой он делиться не хочет и не будет.

Новости по теме

Новости других СМИ