Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Мария Малявко, UDF.BY. Фото предоставлены героем материала

Бизнес Максима Матюша вырос из торговой точки на рынке в конце 90-х в сеть автомагазинов и СТО в Жодино, Борисове и Смолевичах. Руководитель группы компаний «АвтоЖодино» рассказал «Посреднику» о пути к успеху, планах на будущее, важности интернета и особенностях работы автообслуживающего бизнеса в Беларуси.

Стартер 90-х

Жодино — город промышленный. Здание с вывеской «AutOZhodino.by» напротив железнодорожных путей органично вписывается в пейзаж. На парковке возле него — постоянный круговорот автомобилей.

Руководитель бизнеса подъезжает на белом грузовом «Фольксвагене». Как объясняет позже, пришлось заменить одного из водителей, который заболел. Максим Матюш сам ведет жизнь «на колесах» и максимально включен в ход рабочего процесса.

История «АвтоЖодино» началась в 1994 г, когда будущий предприниматель поступил на авторемонтный факультет БАТУ. Со второго курса начал параллельно работать, хотя учился очно. «Сначала было тяжеловато, продавались по 2-3 канистры масла, немножко разностороннего товара», — признается Максим. Постепенно мелкая торговля переросла в большую точку на рынке, чуть позже была открыта вторая.

В то время моя палатка, наверно, была первая на рынке. Отрасль почти никак не была представлена. Было еще пару маленьких магазинчиков в подъездах, и моя палатка — одна из первых.


В другой сфере Максим себя не представлял — машинами увлекался с детства, да и образование выбрал в этой отрасли. Постепенно успешная работа на рынке привела к необходимости стационарной точки: «На рынке товар портился. Постоянные дожди, перемена влажности, коррозия, мятая упаковка... Поэтому мы перенесли торговую точку с рынка и сильно ее дополнили».

В 2002 году был открыт первый магазин будущей сети.

Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Первый магазин в Жодино

Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Первый магазин в Жодино



Набирать обороты в 00-е

Стационарную точку не пришлось создавать с нуля — товар был частично перенесен с рынка. «По остаткам товара в то время можно было начинать работать где-то с $50 тыс.», — говорит Максим. Оборачиваемость склада на тот период составляла примерно 1 раз в год.

Первое расширение произошло в 2008 году — начал работать второй магазин, в котором мы сейчас и беседуем с его хозяином. Место и раньше было популярным, но по другим причинам — это здание бывшего вино-водочного магазина. «Знаменитый был магазин, — усмехается Максим. — Единственный на город Жодино, в том числе во время сухого закона. И все, кто употреблял и праздновал где-то что-то, знали это место».

На сегодняшний день сеть включает 6 магазинов в Жодино (в том числе недавно открытый самый большой магазин с разносторонними группами товаров), один в Смолевичах и магазин «Грузовые запчасти» в Борисове.

В 2013 году произошло самое крупное расширение — открытие комбинированной точки «Магазин + СТО». Станция техобслуживания общей площадью 2 тыс. кв.м. на данный момент крупнейшая в Минской области: «Этот объект по вложениям и значимости самый большой».

«АвтоЖодино» — один из главных игроков, создавших инфраструктуру для автомобилистов в регионе. Как с одобрением говорят жодинцы, «неплохо развернулись ребята».

Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Магазин в Жодино на ул. Сухогрядской

Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Магазин в Жодино на ул. Партизанской

Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Магазин в Жодино на ул. Партизанской

Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Магазин в Жодино на пр-те Мира

Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Магазин в Смолевичах



Рекорды скорости. «Все становится глобальнее»

Как отмечает Максим Матюш, рынок в автообслуживающей отрасли сильно изменился по сравнению с тем, каким он был при старте бизнеса.

Рынок быстро обновляется, обновляется каждый год, а в целом оборачивается глобально где-то порядка 5-7 лет. То есть можно сказать, что несколько раз он просто перевернулся. Сейчас абсолютно другие машины, нужно очень много точного и дорогостоящего оборудования, умения пользоваться информацией. Информации по ремонту и обслуживанию стало в тысячи раз больше.


В автопромышленной области особенно ощущается воздействие глобализации: «Все становится намного больше. Но не количеством отдельных точек, а количеством квадратных метров в одном месте с предоставлением более интересных возможностей, товаров и услуг».

Поэтому «АвтоЖодино» идет по пути развития комплексного сервиса. «Ремонт автомобиля „под ключ“, включая запчасти и так далее, — за этим будущее. Все страны бывшего советского союза это уже прошли. Пригоняют машину, забирают готовую. Нет посредников между покупками запчастей и так далее. Поэтому самый большой и масштабный наш проект — это комбинированная точка продаж в совокупности с большой станцией».

Значимую конкуренцию для такой крупной сети, как «АвтоЖодино», создают «гаражники», интернет-магазины и частники, работающие «с колес». «У них очень низкая затратная часть: они не держат склады, помещения, то есть работают сами на себя. По ценовой категории создают большую конкуренцию. Но наш большой плюс — это высокая оснащенность, высокая квалификация, все виды запчастей здесь, на месте, высокий уровень диагностического оборудования».



Двигатель для бизнеса

На вопрос, что нужно для успешного бизнеса в этой отрасли в Беларуси, Максим отвечает уверенно: «Знания и опыт».

«Очень сильная должна быть компетентность во всех вопросах, — уверен Максим. — Знание технической тематики абсолютно, устройство автомобиля от начала до конца, применяемость. Если человек к тебе на работу приходит, а ты знаешь меньше, чем он, то непонятно, что от него требовать. Нужно четко понимать, как должен происходить весь процесс от начала до конца, и тогда только можно требовать: а почему ты не сделал это, а ты должен так, я же тебе сказал. То есть здесь давать глобальные задачи и думать, что они выполняются, очень тяжело. Надо самому вникать во все „проколы“. Это дает образование и опыт».

Залог успеха бизнеса — надо многие вопросы пропускать через себя, быть компетентным и понимать, как они проходят в текущем порядке. Уметь делать любой срез в любой стадии их прохождения.


Руководитель «АвтоЖодино» очень ценит полученное им образование: «Очень много дало в плане понимания рабочих процессов, научило и литературой пользоваться, выделять главное, общаться с людьми».

Интересуюсь, действительно ли так важно образование в этой сфере: ведь у нас в Беларуси принято считать, что дипломы и академические знания скорее мешают в коммерции.

Высшее образование техническое, именно то, которое давалось, когда я заканчивал, дало мне очень многое. Но то образование, с которым приходят сейчас ко мне на собеседование… Если учесть, что люди заканчивают тот же ВУЗ и учатся так же очно, как учился я, то мы очень сильно отличаемся. Я помню, что тогда давали, какие теории, какие были лабораторные, практические занятия, что тогда изучали. Сейчас абсолютно все другое. Не знаю, почему.


Максим Матюш — не первый герой «Посредника», поднявший тему о современном образовании. Для руководителей предприятий этот вопрос достаточно актуальный и болезненный.

Очень тяжело с современным образованием. Очень сильна посредственность. Ты пять лет учился, и что, ты не знаешь, как эта вещь называется? „Эта вот штучка вроде бы цепляется за ту штучку…“. Я говорю: „Ты себя слышишь? Ты инженер-механик. Ты куда сейчас пойдешь?“

Коммерция бывает разная. Специфик есть много, в которых можно отбросить какие-то стереотипы и, в частности, образование, а руководствоваться интуицией. Обязательно должен быть духовный порыв, чтобы понять, что это тебе нравится. Но тут, как ни нравится, ты все равно упираешься в техническую оснащенность, в которой надо знать номенклатуры, размеры, диаметры, потому что по-другому даже ассортимент не сформируешь. Тут надо именно глубоко понимать и знать то, что ты делаешь. По-другому вообще никак. Иначе это заправка.


Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Магазин в Смолевичах



Кто за рулем? Кадровый вопрос

В подборе персонала на «АвтоЖодино» не копируют общепринятые подходы. Условия работы привлекательные — уровень зарплаты выше среднего по стране. Но и требования к компетентности сотрудников серьезные.

Есть индивидуальная позиция по подбору кадров, присущая именно нам. Нету такого вот, что заполнил анкету, сначала разговариваем, потом опять. Это, как правило, быстрее происходит. 5 минут разговариваем и все понятно. Если человек… эммм… видно по нему, что он ни о чем, то мы не тратим время, ни свое, ни его, на обработку анкет, на дальнейшие встречи. Если достаточно интересно, — бывает редко, но бывает, — видно, что человек заслуживает большего внимания, тогда мы берем с него анкету, дальше берем на стажировку на неделю. После недели работы у нас он понимает приблизительно, как все работает, и потом мы продолжаем диалог.

Стараемся поддерживать тех, кто давно работает и не потерял интереса к работе.


На сегодняшний день на всех объектах «АвтоЖодино» работает около 100 человек. Сотрудники проходят постоянное обучение, сдают тесты. «В Минске по 3 раза в месяц проходят очень серьезные, глубокие технические семинары. Постоянно обучаем и обучаем людей».



Зимняя резина. Суровый белорусский бизнес-климат

Влияние кризисов и девальваций ощущают даже такие уверенные в себе компании, как «АвтоЖодино». «Был сейчас большой спад, достаточно серьезный по сравнению с прошлыми годами. Наверное, как и во всех сферах розничных продаж. На данный момент мы просто поддерживаем рабочие точки. Возможно, где-то ужимаемся по затратам, но в целом пытаемся остаться в работе, не сокращая ресурсы. Это получается, но тяжеловато. Ждем, конечно, лучших времен».

Максим сожалеет, что из-за обвалов валюты приходится замораживать социальные проекты. «АвтоЖодино» регулярно помогает детским домам. «Оборудование закупаем, — говорит он. — Последний раз закупали лампы и светильники».

О ведении бизнеса в Беларуси Максим говорит не без юмора.

Надо, чтобы тебя сильно покусала не просто змея, но, возможно, даже и крокодил где-то. Надо иметь кучу противоядий и понимание того, что ты делаешь. И понимать, с какой стороны сейчас может „дунуть“. Здесь надо обладать интуицией.


Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Автосервис



В первой полосе. На просторах интернета

Особая заслуга «АвтоЖодино» в глазах нашего проекта — тематический портал autozhodino.by на базе сайта компании с полезной информацией для автомобилистов, новостями из области техники, экономики, автоновинок. В целом региональный бизнес в Беларуси пока недостаточно активно использует интернет.

«Работаем уже года полтора. Акции у нас проводятся достаточно крупные, открытия новых магазинов, поздравления сотрудников. У нас уже такой большой коллектив, которому надо и объявления делать, и наборы на работу. У кого время свободное — тот создает актуальные новости для потребителей. Это интересно для тех, кто живет в нашем регионе.

Будем открывать на сайте интернет-магазин, где человек может индивидуально подобрать себе деталь, зная свой автомобиль, пройти по ссылке, увидеть, в каком она магазине лежит, и заказать себе доставку на удобное время. Стоить будет дешевле, чем то, что лежит у нас в магазинах. На это меньше ресурсов человеческих надо».


Это на данный момент, я считаю, необходимая составляющая. Она не затратная, но поддерживать и вести — это необходимо, потому что поколение людей обновляется. Сейчас очень много смартфонов, планшетов, и даже пятидесятилетний человек пользуется интернет-браузером. Поэтому мы привязаны к интернету.


Поставить Жодино на колеса. От автолюбителя до автопрофи

Магазин «Грузовые запчасти» в Борисове



Горизонты

Останавливаться в росте «АвтоЖодино» пока не собирается. Помимо открытия самой крупной розничной точки и интернет-магазина, директор сети хочет построить большое грузовое СТО.

Неделю назад мы практически создали и вошли в организацию под названием „Евроавтосервис“. Это ассоциация независимых СТО, которые объединились в группу и вместе работают, решают насущные проблемы, делятся опытом. У нас есть уже зарегистрированные логотипы. Это серьезный, очень большой проект. Вот мы сейчас разговариваем с вами, а год спустя это будет самая большая сеть независимых СТО в Беларуси. Через год вспомните.


Максим женат, у него двое детей. Бизнесмен надеется вырастить достойных продолжателей своего дела.

Новости по теме

Новости других СМИ