Тираж ограничен, или Откуда взяться белорусским джобсам и гейтсам?

Василий Корф, эксперт «Либерального клуба» в сфере социологии, специально для UDF.BY

Представьте, что наше государство вдруг решило заняться рекламой предпринимательской деятельности. Вместо убойного БРСМовского креатива на улицах городов развешены красочные плакаты, зазывающие честный люд поскорее открыть свое дело. Как бы начинались эти призывы?

Скорее всего, со слов «вы получите уникальную возможность» или «стань одним из немногих счастливых обладателей личного бизнеса». И это отнюдь не рекламная уловка, а, увы, суровая белорусская реальность. Массовым в нашей стране можно сделать разве что спорт. Бизнесмены же – товар штучный, уникальный, требующий кропотливой ручной работы.


Сколько в Беларуси бизнесменов?

Пытаясь ответить на этот вопрос, моментально сталкиваешься с проблемой: как правильно подсчитать белорусских предпринимателей? С одной стороны, есть данные государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С другой – теневая экономика и сотни, а то и тысячи предприимчивых белорусов, захотевших улизнуть от опеки налоговых органов. Они не пополняют государственный бюджет, не имеют официальной регистрации, и узнать хотя бы их приблизительное количество не представляется возможным.

Поэтому, чтобы понять масштабы и динамику предпринимательского движения в Беларуси, давайте обратимся к доступной статистике по честным налогоплательщикам. На сайте Министерства по налогам и сборам РБ можно найти подробную информацию о численности субъектов малого и среднего предпринимательства, начиная с 2012 года.

Тираж ограничен, или Откуда взяться белорусским джобсам и гейтсам?


Положительная динамика – это все, чем может похвастаться Министерство. Как видно из таблицы, последние три года прирост предпринимателей был относительно невысоким, а в 2014 году и вовсе едва не скатился к нулю.

В то же время государство ведет активную риторику о необходимости поддержки и развития частного бизнеса. Например, в мае 2012 года был подписан Декрет №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Постоянно совершенствуются юридические процедуры, что отражается на прогрессе страны в рейтинге Doing Business. Однако на практике этих шагов недостаточно для начала бурного развития малого и среднего предпринимательства.

По количеству малых предприятий на 1000 населения Беларусь отстает не только от развитых западных стран, но и от своих ближайших соседей и партнеров – России, Украины и Казахстана.

Тираж ограничен, или Откуда взяться белорусским джобсам и гейтсам?


Понимает ли это руководство страны? Определенно, да. Именно поэтому и бездействует. Малочисленность предпринимательского сословия только на руку нынешней власти. Ведь традиционно Александр Лукашенко имеет наименьшую поддержку среди работников негосударственного сектора экономики. По данным Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), на последних трех президентских выборах за действующего главу государства голосовали всего 31-33% представителей частного сектора. Для сравнения среди их государственных коллег эта цифра колебалась от 51% до 60%, а среди пенсионеров и вовсе достигала рекордных 86%. Поэтому логика власти тут проста: чем меньше предпринимателей, тем прочнее политическая стабильность в стране.


Портрет белорусского предпринимателя

Помимо антипатии к действующей власти и оппозиционных взглядов белорусские предприниматели обладают рядом характеристик, которые отличают их от обычных наемных работников. Летом 2012 года Лаборатория аксиометрических исследований «Новак» провела общереспубликанский опрос, по результатам которого был составлен портрет белорусского бизнесмена.

Большинство представителей белорусского малого и среднего бизнеса – мужчины (64%). Средний возраст опрошенных составил примерно 40-42 года. Стоит сказать, что богатые и беспечные холостяки бывают только в голливудских фильмах. Белорусские предприниматели привержены семейным ценностям: около 70% из них состоят в браке, а 75% успели обзавестись детьми.

Что касается образования, большая часть имеет высшее или неоконченное высшее (65%). Также по сравнению с наемными работниками среди предпринимателей гораздо больший процент школьных «хорошистов».

Как известно, личность человека формируется не изолировано от общества. Большое воздействие на нее оказывает ближайшее социальное окружение – семья, друзья, коллеги. Исследование показало отсутствие формальных различий в должностях, социальном статусе и роде занятий родителей. Однако подавляющее большинство бизнесменов (82%) уверены, что их родители были успешными. Также стоит заметить, что у предпринимателей практически в 2 раза выше количество родственников, друзей детства и школы, имеющих свой бизнес.

Если посмотреть на причины, по которым белорусские предприниматели занимаются бизнесом, то прибыль, как ни странно, не обладает первостепенной важностью. Главными факторами здесь являются удовлетворение, получаемое от рабочего процесса, и понимание того, что их деятельность служит социальным целям. Кроме этого, предприниматели Беларуси в большей мере, нежели наемные работники, ценят наличие работы, возможность служить людям, власть, личную и политическую свободу.


Что мешает начать?

Перед любым белорусом, решившим открыть собственное дело, неизбежно встает вопрос: где взять первоначальный капитал? В 69% случаев начинающему бизнесмену приходится рассчитывать на собственные средства, в 40% помощь может поступить от близких родственников. Банковские кредиты для своих стартапов рискуют брать лишь 24% предпринимателей.

Показательно, что проблема финансирования является наиболее популярной (33%) причиной, останавливающей тех, кто хочет открыть собственный бизнес. Неудивительно, ведь не у каждого в нашей стране есть богатый дядя, готовый поддержать рублем. Самостоятельно скопить необходимую сумму и не умереть от голода бывает довольно сложно. А банки не готовы выдавать кредиты любому встречному. Среди других весомых причин остаться работать по найму можно выделить высокие риски (25%), отсутствие бизнес навыков (18%), страх перед огромным количеством работы (16%), а также непонимание, с чего стоит начать (15%).

Тут мы сталкиваемся с вечной проблемой белорусского образования – оторванностью от реальных потребностей экономики. В идеале предпринимателей нужно начинать готовить со школьной скамьи, не говоря уже об университетских программах. На деле же оказывается, что образование никак не влияет на доходы бизнесменов в Беларуси. Будь ты философ, или экономист, или вообще имеешь за плечами только девять классов – постигать азы предпринимательского дела придется на собственных ошибках.

Но и удачное начало еще не гарантирует столь же успешного развития. Белорусские предприниматели сталкиваются со множеством преград, главные из которых – инфляция и макроэкономическая нестабильность, недостаток и сложность привлечения финансирования, высокие ставки налогов и сложная налоговая система, юридическая незащищенность и государственное административное регулирование, лицензирование и сертификация.

Вот и получается, что, несмотря на показушную озабоченность властей, предпринимательство в Беларуси всегда было и остается уделом немногих избранных.


Дух социализма

Кому-то может показаться, будто бы белорусская экономика находится в состоянии трансформации. Будто бы она медленно, но верно движется от советского прошлого к капиталистическому будущему, поэтому на определенные огрехи «переходного» периода можно закрыть глаза. Но давайте обратимся к данным НИСЭПИ. Приведенная ниже диаграмма демонстрирует ответы белорусов на вопрос «Приходилось ли Вам участвовать в негосударственной экономической деятельности?»

Тираж ограничен, или Откуда взяться белорусским джобсам и гейтсам?


С первого взгляда заметно, что за двадцать лет, прошедших с момента первого опроса, ситуация почти не изменилась, предпринимателей в стране больше не стало. Если мы уберем первый вариант ответа («наемный труд в негосударственном секторе»), то по оставшимся пунктам, характеризующим собственно предпринимательскую деятельность, отсутствует какой-либо прогресс. Более того, процент людей, занимающихся перепродажей товаров, индивидуальной трудовой деятельностью, а также владельцев фирм за эти годы сократился.

Это наталкивает на мысль о фиктивности самого понятия движения в так называемом «переходном» состоянии. Белорусское общество никуда не движется, оно просто застыло на месте, одной ногой вступив в капитализм, а второй – увязнув в социализме.

Согласно опросу НИСЭПИ, который был проведен в марте 2014 года, около 40% наших соотечественников уверены, что для Беларуси наиболее приемлем социалистический строй. Сторонников капитализма меньше – 38,3%, остальные пока не определились. Еще один показательный пример: более половины белорусов (51,6%) предпочли бы работу на государственном предприятии, в то время как на частном – 46,6%.

Почему, когда мы говорим о развитии предпринимательства, важно учитывать общественное мнение? Предприниматели не берутся из воздуха, это выходцы из народа, члены нашего общества. И если половина населения страны отрицает частный бизнес как идеологическую систему, это ровно в два раза снижает ресурсную базу для появления в Беларуси новых джобсов и гейтсов.


Секрет эволюции

Получается, что бизнесом в Беларуси рискуют заниматься немногие. Те, кого не пугают регулярные кризисы, самодурство законотворцев и лавина административных процедур. За долгие годы жизни в агрессивной среде белорусский предприниматель сумел адаптироваться и эволюционировать как вид. Однако развитие в таких условиях оказалось затруднительным. Бизнесмен в нашей стране по-прежнему воспринимается скорее как исключение из правила, а до массового увлечения белорусов бизнесом еще очень далеко.

Для развития малого и среднего предпринимательства в Беларуси недостаточно административными мерами создать комфортные условия. В обществе должен витать «дух капитализма», должна существовать система ценностей и убеждений, поддерживающая и стимулирующая занятие предпринимательством. Необходимо побороть господство патерналистских взглядов в умах белорусов.

Это практически невозможно сделать без разумного участия государства. Но чиновникам сперва нужно хотя бы заметить и услышать бизнес. Нынешнее отношение руководства страны к предпринимателям как нельзя лучше иллюстрируют слова А.Лукашенко, сказанные им на одном из совещаний по вопросам предпринимательства в феврале прошлого года: «Я могу подписать любой указ и пережить бунт девяти или десяти тысяч предпринимателей. Не вы сегодня определяете политику в государстве. Но я не хочу этого очага. Я не хочу, чтобы даже два человека, предприниматели, говорили обо мне плохо». Увы, для белорусской власти, живущей за счет российских дотаций, малый бизнес сегодня имеет лишь имиджевое значение. Когда же ситуация поменяется? Пока неизвестно.

Новости по теме

Новости других СМИ