Коммунисты меняют форму


Решение руководства Партии коммунистов Белорусской отказаться от слова "коммунизм" в своем названии вызвало горячую дискуссию внутри организации. В случае одобрения данной инициативы это будет первый партийный ребрендинг.

В ближайшем будущем руководство Партии коммунистов Белорусской (ПКБ) намерено отказаться от слова "коммунизм" в своем названии. Данное решение вызвало горячую дискуссию внутри организации. В случае одобрения инициативы съездом ПКБ, который состоится через два месяца, это будет первый партийный ребрендинг.

Теория и практика


За смену названия выступает руководящая и молодая часть во главе с председателем партии Сергеем Калякиным. Как пояснил секретарь ЦК ПКБ Сергей Возняк, основных причин две. По его словам, первый мотив сугубо теоретический. "Сегодняшняя программа ПКБ не соответствует ее названию. Поскольку мы реалисты, мы понимаем, что задача собственно коммунистического характера это очень отдаленная перспектива", - указывает Сергей Возняк.

В программе Партии коммунистов Белорусской написано, что первичная задача партии - это буржуазно-демократическая республика, а потом на ее основе создание предпосылок перехода к социализму.

Вторая причина ребрендинга - практическая. Руководство партии с сожалением констатирует, что при относительной популярности слова "коммунизм" у людей старшего поколения у людей среднего возраста и молодежи сформировано негативное восприятие этого термина. "Даже разделяя наши программные цели, они не хотят вступать в партию именно из-за слова "коммунистическая", - указывает Сергей Возняк. Тем не менее, как подчеркивает секретарь ЦК Партии коммунистов Белорусской, марксистская программа и ее расположение левее социал-демократии, сохраняется.

При этом речь идет о модернизации партии, где переименование является самым спорным, но не самым важным элементом. "Мы понимаем, что одним переименованием мы не выстроим очередь из людей, которые захотят к нам вступать", - отмечает Сергей Возняк.

Умирают, но не сдаются...


Внутрипартийная дискуссия идет с осени. Противники ребрендинга ПКБ считают, что модернизацию можно провести и без переименования. Однако недостаток в том, поясняет Сергей Возняк, что они не говорят, как это сделать. "Там в основном эмоции - вот мы всю жизнь были коммунистами, и хотим ими и умереть и тому подобное. Эмоционально это все понятно, но нет ответа на вопрос "а не умирает ли вместе с вами партия?". А мы видим, что она умирает".

Стоит отметить, что в середине 90-х годов в Партии коммунистов Белорусской уже произошел раскол, в результате которого появилась более ортодоксальная по отношению к советскому прошлому Коммунистическая партия Беларуси, поддерживающая президента Александра Лукашенко.

Секретарь ЦК КПБ Георгий Атаманов новость о смене в стане конкурентов воспринял с пониманием. "Во-первых, они это уже собираются сделать много лет подряд. Во-вторых, они нам никакие не конкуренты", - аргументирует Георгий Атаманов. По его словам, несмотря на то, что партия по названию коммунистическая, но никакого отношения к коммунистам она уже давно не имеет. "От этого они действительно проигрывают, действуя на правом фланге, но имея коммунистическое название. И они давно это понимают", - указывает секретарь ЦК Партии коммунистов Белорусской.

Президентские амбиции


Сегодня главу ПКБ Сергея Калякина рассматривают в качестве одного из вероятных кандидатов в президенты от Объединенных демократических сил. Однако его коммунистический имидж действует на крайне правую оппозицию как красная тряпка на быка.

В частных разговорах соратники политика говорят, что ребрендинг поможет притушить негативные эмоции внутри оппозиционной коалиции. По словам политолога Ирины Бугровой, председатель Партии коммунистов Белорусской заслужил право на то, чтобы стать кандидатом, и давно уже пытается это сделать. "Мне кажется здесь название партии или той структуры, которая будет его поддерживать, немного что изменит" - замечает политолог.

По мнению сопредседателя создаваемой Белорусской христианско-демократической партии Павла Северинца, необходима сущностная смена политики ПКБ. "Если политика партии останется промосковской, прокоммунистической, то никакого будущего ни у Сергея Калякина, ни у ПКБ нет", - считает Павел Северинец.

Что в имени тебе моем?


Актуален ли политический ребрендинг для иных белорусских партий, находящих в не лучшем положении сегодня, чем коммунисты?
Эксперт Владимир Мацкевич считает, что сегодня коммунисты единственные, для кого это реально важно. "В наибольшей степени от искаженной репутации страдает Белорусский народный фронт (БНФ). В этом смысле для БНФ смена бренда не является актуальной", - отмечает Владимир Мацкевич. По его словам, также существует иллюзия о социал-демократическом бренде для целого ряда партий и групп, которые раскалываются при сохранении этого социал-демократического бренда. "Особой ценности это наименование не несет, однако для данных структур этот вопрос не столь существенен, сколько организационные проблемы", - обращает внимание эксперт.

В свою очередь, политтехнолог Александр Федута считает, что в Беларуси есть только два реальных политических бренда. "Первый бренд - это БНФ, а второй - это Лукашенко. Все остальное ни играет никакой роли", - уверен Александр Федута.

Впрочем, к идее смены названия коммунистов эксперт относится с пониманием. "Партия, думающая о будущем, должна выдвигать какие-то бренды, связанные с будущим. А слово "коммунизм" ассоциируется с прошлым, взывает к ностальгии", - указывает политтехнолог Александр Федута.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров