ОДС: Лукашенко не может баллотироваться в президенты

новостной портал www.UDF.BY

Законных оснований по выдвижению кандидатом в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко не имеется. С таким заявлением выступил Президиум Политсовета Объединенных демократических сил. Новостной портал www.UDF.BY приводит текст заявления целиком.

Заявление Президиума Политсовета Объединеных демократических сил Беларуси
О невозможности участия Александра Лукашенко в президентской избирательной кампании


Постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 14 сентября 2010 года назначены выборы Президента Республики Беларусь на 19 декабря 2010 года.

Вместе с тем имеются обстоятельства и правовые основания, свидетельствующие о невозможности баллотироваться кандидатом в Президенты Лукашенко А.Г.:

1. Правовую основу избирательной системы, референдума составляют Конституция Республики Беларусь, ИК и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии (ст. 2 ИК). Статьей 3 Конституции Республики Беларусь закреплено, что "единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону".

В силу ч. 2 ст. 7 Конституции государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

2. Указом Президента Республики Беларусь № 431 от 07.09.2004 г. был назначен на 17 октября 2004 года республиканский референдум. Согласно Указу на республиканский референдум для голосования вносился следующий вопрос: "Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании"?".

3. Согласно ст. 78 Конституции перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь. Этим законом является Избирательный кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). В ч. 3 ст. 112 ИК установлено, что "на республиканский референдум не могут выноситься вопросы, связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь".

В соответствии со ст. 81 Конституции и принятого на ее основе Закона "О Президенте Республики Беларусь" (ст. 8) Лукашенко по отбытию второго срока не вправе был баллотироваться на третий срок избрания. Требования, содержащиеся в ч. 1 ст. 81 Конституции (в редакции 1996 года) об ограничении двумя сроками пребывания на должности Президента, и приведенная выше запретительная норма Закона "О Президенте Республики Беларусь" позволяли сохранить незыблемость конституционного принципа демократического государства о сменяемости власти. Этот законодательно прописанный принцип относится к так называемым конституционным механизмам сдержек и противовесов, нарушение которых влечет подрыв государственной власти в Республике Беларусь, основанной на незыблемости устоев народовластия, правового государства и разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Они закреплены в преамбуле и разделе I Конституции (основы конституционного строя).

Комментируя конституционное установление об ограничении двумя сроками пребывания в должности Президента тогдашний председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, один из ведущих ученых правоведов в области конституционного права Василевич Г.А. подчеркивал, что это ограничение "способствует ротации, развитию преемственности, обеспечивает мирную смену власти, препятствует установлению единоличной власти" ("Конституция Республики Беларусь, Научно-практический комментарий", Минск, ГИУСТ БГУ 2005, стр. 275). Из приведенного следует, что А.Г. Лукашенко, используя свою компетенцию Президента, инициировал проведение республиканского референдума с грубым нарушением норм Конституции и законодательства, принятого на ее основе.

4. Хотя формально предлагалось ответить "да" или "нет" на один вопрос, поставленный на референдум, на самом деле в формулировке скрывались два различных по содержанию и смыслу вопроса:

1) можно ли разрешить первому Президенту А.Г. Лукашенко, избиравшемуся уже дважды на этот пост, участвовать в очередных президентских выборах в Беларуси (хотя Конституция явно и четко, недвусмысленно запрещает одному человеку избираться более двух раз);

2) можно ли изменить ст. 81 Конституции, исключив из нее положение, запрещающее одному лицу избираться Президентом более двух раз.

Включение в один вопрос разных проблем – одной, относящейся к личной ситуации Лукашенко, занимающего пост Президента второй срок, и другой, оговоренной в "Руководящих принципах проведения национальных референдумов", принятых Венецианской комиссией в июле 2001 года. Такая двусмысленная формулировка вопроса не соответствовала и ч.5 ст. 114 ИК, согласно которой "вносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован… четко и ясно с тем, чтобы на него возможен был однозначный ответ".

Увязка основного вопроса по изменению ст. 81 Конституции с персонифицированным и относящимся лично к Лукашенко создало заведомо неясную ситуацию, затруднило беспристрастное рассмотрение избирателями вынесенной на референдум конституционной проблемы. Она вообще не была четко сформулирована в самом вопросе, а именно, исключение из содержания Конституции предписания о том, что "Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков".
Обращение Президента Лукашенко к нации, сделанное им в связи с принятием Указа № 431, и соответствующие разъяснения и комментарии в государственных СМИ в ходе агитации по вопросу, вынесенному на референдум, сознательно обходили молчанием и не разъясняли избирателям эту проблему, обманывая их относительно правовых последствий референдума.
В связи с тем, что Указ не соответствовал Конституции Республики Беларусь, иному законодательству Беларуси, нарушал гражданские права и охраняемые законом интересы избирателей, в силу ч. 3 ст. 137 Конституции данный акт подлежал признанию недействительным. Однако судебные власти страны, будучи зависимыми от исполнительной власти и лично Президента, отказали гражданам в проверке законности правоприменительной деятельности Президента, издавшего его. Тем самым суды отказали гражданам в праве на судебную защиту (ст. 60 Конституции) и уклонились от казуального толкования норм Конституции и иного законодательства при проведении референдума и нормативном закреплении его результатов.
Приведенные выше аргументы и выводы относительно неконституционности референдума 17 октября 2004 года подтверждены заключением, принятым 8-9 октября 2004 года на 60-ом пленарном заседании Европейской комиссии "За демократию через право" (Венецианская комиссия).

5. Сам референдум проводился с грубым нарушением норм избирательного законодательства и демократических принципов, изложенных в Копенгагенском документе, поддержанном Республикой Беларусь. В силу этого его результаты являются юридически ничтожными (ч. 3 ст. 7, ст. 137 Конституции). Они не признаны демократической общественностью Беларуси, правительствами западных стран и международными организациями (ООН, Совет Европы, Евросоюз, ОБСЕ и др.) Свою озабоченность и несогласие с антиконституционным продлением сроков президентства Лукашенко высказало и руководство России.

6. Пунктом 3 Указа № 431 предписывалось, что "решение, принятое республиканским референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, имеет обязательную силу и является неотъемлемой частью Конституции Республики Беларусь".

Таким образом, результаты референдума не предполагали внесения изменений в иные нормативные акты, кроме изменений, внесенных в ч. 1 ст. 81 Конституции.

В ст. 8 действующей на тот момент редакции специального Закона "О Президенте Республики Беларусь" указывалось, что "срок полномочий Президента – 5 лет. Одно и то же лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков".

В этой части указанный Закон не противоречил ст. 81 Конституции в новой редакции 2004 года. Убрав из Конституции часть содержания ст. 81 об ограничении двумя сроками пребывания на посту Президента, законодатель проблему сроков пребывания на посту Президента вывел за рамки конституционного регулирования и перевел эту проблему на нижестоящий уровень законодательных актов, в частности, она была урегулирована в ст. 8 приведенного выше Закона о Президенте.

Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами. Часть 3 ст. 124 ИК (юридическая сила решения, принятого референдумом) предписывает: "Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом". По результатам референдума 2004 года изменена была только редакция ч. 1 ст. 81 Конституции. В течение указанного срока какого-либо нормативного акта о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О Президенте Республики Беларусь" не принималось.

Не существует и какого-либо другого нормативного правового акта, по которому Лукашенко имел бы право баллотироваться кандидатом на выборах Президента Республики Беларусь в 2006 году. Персонифицированная часть вопроса референдума относительно Лукашенко: "Разрешаете ли Вы первому Президенту…" не предполагала и не требовала юридического закрепления в нормативном порядке, а, стало быть, не могла служить правовым обоснованием для его переизбрания на третий срок при наличии запретительной нормы, содержащейся в ст. 8 Закона "О Президенте Республики Беларусь".

Таким образом, регистрация Лукашенко кандидатом в Президенты в 2006 году и его избрание на третий срок осуществлены при прямом и грубом игнорировании предписаний ст. 8 данного Закона, запрещавшей одному и тому же лицу быть президентом более двух сроков.

7. Только в октябре 2006 года, т.е. спустя два года после референдума Президент Республики Беларусь направил в Парламент законопроект, в котором предлагалось внести изменения в Закон "О Президенте Республики Беларусь": из ст. 8 данного Закона (в ред. от 7 июля 1997 года) "второе предложение исключить". Этим вторым предложением и было установленное ограничение в виде двух сроков. Парламент принял и одобрил данные изменения.

В связи с изложенным действия Лукашенко по избранию его на третий срок должны быть оценены как длящееся преступление по удержанию государственной власти, захваченной неконституционным путем. Эти действия привели к единовластию, т.е. к фактическому и юридическому изменению конституционного строя в Республике Беларусь.

При таких обстоятельствах законных оснований по выдвижению кандидатом в Президенты Республики Беларусь Лукашенко А.Г. не имеется. Ст. 22 Конституции провозглашает равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Минск, 29 сентября 2010

Президиум Политсовета Объединенных демократических сил

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров