Власть взяла в арсенал своей защиты бытовуху

Сергей Крымов, UDF.BY
19 августа 2014, 13:00
На фоне активизации борьбы с коррупцией, о которой в очередной раз заявляют власти, не менее показательным стал и судебный процесс в отношении теперь уже бывшего директора частного информационно-просветительского учреждения "Платформ инновейшн", правозащитника Андрея Бондаренко. Власти показали, что могут посадить своих противников и по далеким от политике вещам – обыкновенной бытовухе.

Приговор в отношении Бондаренко был вынесен 12 августа судом Октябрьского района Минска: четыре года лишения свободы в колонии усиленного режима, год из которых сразу же был сокращен по амнистии. В вину правозащитнику поставили хулиганство, злостное хулиганство и особо злостное хулиганство.

Хулиганство, по версии следствия, Бондаренко совершил 5 февраля, когда нанес удар человеку, попросившему закурить. Версия защиты: потерпевший оскорбил Бондаренко, который в ответ оттолкнул его и случайно ударил в лицо. Показательно, что в качестве свидетеля проходила женщина под вымышленным именем, которая и заявила о конфликте в милицию.

Злостное хулиганство Бондаренко якобы совершил ночью 27 марта во время ссоры с соседкой в подъезде дома, в котором живет. Сторона обвинения утверждала, что правозащитник ударил соседку связкой ключей, сторона защиты – Бондаренко отталкивал соседку, которая в тому же укусила его зубами за палец.

Особо злостное хулиганство Бондаренко, утверждает следствие, совершил в ту же ночь, когда в Октябрьском РУВД Минска сначала выбил телефон из рук соседки, а затем ногой ударил в лицо ее мать. Сам обвиняемый ссылался на то, что хотел помешать его фотографировать.

Следствие подчеркивало, что во всех случаях Бондаренко был выпивший и действовал из хулиганских побуждений и с особым цинизмом.

Итог – на три года Бондаренко оказался за решеткой за действия, не имевшие каких-то серьезных последствий для пострадавших.

Если доверять выводам следствия, то основания для осуждения Бондаренко были. Другой дело – сколько подобных бытовых ссор хотя бы вообще доводятся до суда, тем более по уголовным статьям. Вопрос, учитывая репутацию правозащитника, активно поднимавшего вопросы беззакония в белорусских тюрьмах, скорее риторический.

"Судят не за политику, судят за бытовуху. Но тут важно понять, не только за что судят, но и как, - написал в социальной сети в "Facebook" заместитель председателя движения "Говори правду" Андрей Дмитриев. - Бытовая ссора, в которой может оказаться каждый, в силу характера, обстоятельств, эмоциональности. Обычно такие ситуации заканчиваются просто - покричали друг на друга и разошлись. Андрея же внезапно арестовывают и держат в СИЗО, словно он убил кого-то или украл миллионы".

Далее, отметил Дмитриев, "судья оказалась принципиальной, правда, только в отношении стороны защиты, не удовлетворив ни одного реального прошения с ее стороны". Затем был "секретный свидетель". А прокурор «добавил новый штрих к политической надстройке дела. Попросил для Андрея 5 лет. 5 лет! Да у нас тут чиновники с миллионными кражами садятся на три, а потом через 3 месяца, так и не доехав до тюрьмы, выходят "осознав и восполнив".

"Меня могут спросить, неужели я считаю, что Андрея надо оправдать, только потому, что он мне друг, был в "Говори правду" и остался нам надежным партнером, а стране - правозащитник. Нет. Но судите его тогда за бытовуху так, как вы это делаете с любым другим гражданином, - подчеркнул Дмитриев. - Знаю одно, сейчас с Андреем хотят расправиться, используя его ошибку и отсутствие в Беларуси независимого суда. Такова политическая бытовуха белорусского суда".

Схожей точки зрения придерживает и член политсовета Объединенной гражданской партии Александр Добровольский. "Любого другого человека привлекли бы к административной ответственности, оштрафовали, и на этом все бы закончилось. Но Андрей Бондаренко слишком заметная личность. Думаю, он очень сильно мешал тем, кто нарушал закон, и его решили поймать на слабостях", – заявил он сайту "Товарищ.online".

"Конечно, если бы он не давал никаких поводов, то этого могло бы и не быть, - добавил Добровольский. - Но что, правозащитнику вообще не быть живым человеком? Не встречаться с друзьями, не отмечать юбилеи, нельзя выпить пива или пойти в кафе? Совершенно понятно, что это избирательное правосудие".

В итоге дело ситуация оказалась крайне некрасивой по отношению ко всем сторонам. За не красящие поступки за решеткой оказался правозащитник, организация которого поднимала крайне актуальные и нервирующие власти вопросы соблюдения прав заключенных в тюрьмах.

Власть же подошла к выведению из строя своих оппонентов более изощренным способом, формально убрав политическую составляющую вопроса. По крайней мере, правозащитники признают, что признать Бондаренко политзаключенным, по сути, невозможно.

Не исключено, что накануне президентских выборов власти вновь будут пробовать воспользоваться слабыми сторонами конкретных лиц, не согласных с ее политикой, чтобы показать свою силу и отправить своего очередного оппонента подумать о сговорчивости на тюремных нарах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Власть взяла в арсенал своей защиты бытовуху