Анатолий Лебедько: Оппозиция не должна быть пушистой и травоядной

Сергей Крымов, UDF.BY
10 сентября 2014, 09:33
Явных лидеров у белорусской оппозиции на сегодняшний момент нет. Это подтверждает не только растянувшееся уже на месяцы обсуждение процедуры выдвижения единого кандидата в президенты, но и крайне осторожные высказывания самих политиков относительно своих перспектив участия в президентских выборах.

Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько в интервью UDF.BY заявил, что демократическим силам в переговорах акцент нужно делать не столько на персоналиях, сколько на сценариях развития событий во время президентской кампании.

- Почему уже который месяц переговоры оппозиционных структур не приводят к ощутимым результатам?

- На мой взгляд, не совсем правильно ставятся акценты, когда все сводится к персоналиям, которые могут быть во главе этого процесса. Сейчас важнее обсуждать сценарии, которые будут в 2015 году. И, в соответствии с ними, рассматривать стратегии и кандидаты, наиболее соответствующие поставленным задачам.

Если вы ориентируетесь на определенный сценарий, то он предполагает и определенный типаж главных действующих лиц. Это надо учитывать. Мы должны быть готовы к нескольким сценариям.

Сегодня есть очевидный плюс: все исходят из того, что пролежать этот временной промежуток на диване -- не правильно, не эффективно, не конструктивно. Отлежаться не получится. Поэтому стоит вопрос, как выбрать правильный сценарий. И вопрос кандидата тогда будет решаться более успешно.

- Каким образом это будет происходить?

- Идеальный вариант - конгресс, в повестке которого значится суверенитет, независимость, безопасность Беларуси, выработка соответствующего плана. Второй пункт - стратегия президентской кампании и те персоналии, которые выполняют определенные функции. Лучше всего, чтобы этот вопрос был решен до конгресса, а не на нем. Это оптимальная задача, которая стоит сегодня в повестке дня.

- Не будет ли гораздо сложнее договориться по сценарию, чем по кандидату?

- В любом случае разговор о сценарии может быть такой же трудный и тяжелый, но он более эффективный.

- Готова ли оппозиция хотя бы в рамках "семерки" достичь договоренностей?

- Они могут быть достигнуты. Когда мы обращаемся к прошлому, то почему-то всегда делаем акцент на 2010 год, когда меньше всего работали договоренности. Но были другие кампании, когда эти договоренности реализовывались на практике. Так что опыт и кредитная история договоренностей у нас есть.

- Вы поднимали вопрос "умеренной оппозиции", которая сегодня готова пойти на договоренности с властями. Кого вы имеете в виду?

- Тех, кто пытается играть в рамках этого сценария. У них есть соответствующий соблазн. Но я не хочу пока называть персоналии и структуры.
Часть оппозиции считает, что Лукашенко сейчас слишком силен, что пошел международный тренд на поиск с ним компромисса. Значит, считают они, давайте и мы с Лукашенко будем договариваться в закулисье, скажем, что признаем его как легитимного президента с 2015 года в обмен на то, что нас за руку проведут в Палату представителей.

- Подобные разговоры возникали и раньше.

- Это было, но теперь проявляется вновь. Раньше это было в ситуации худшей для режима, теперь это будет выглядеть как продажа. Думаю, будут сделаны попытки показать, что мы лучше, пушистее, травояднее, что мы можем только щипать траву на газоне возле резиденции Лукашенко.

Это плохой сценарий, так как он будет дробить оппозицию, разрушать ее изнутри. Он не будет способствовать договоренностям, поиску компромиссов.

- Но ведь Лукашенко в последнее время вряд ли ослаб.

- Лукашенко - фартовый политик. Он использует войну в Украине, это работает на него. Он пытается использовать эту ситуацию как внутри страны, говоря, что у нас войны нет, так и на внешней арене, пытаясь слепить из себя образ миротворца, пусть и с окровавленным клювом.

- Лукашенко в последние месяцы скорее усилился, а оппозиция?

- Оппозиция объективно не усилилась. Когда ты живешь, например, год в чрезвычайном режиме, это одна ситуация. Когда живешь в таком же режиме 20 лет, совсем другое. Это не прибавляет сил. Очень много политически и общественно активных людей эмигрируют из Беларуси. Это ослабление оппозиции.

Во-вторых, мотивация очень низкая, чтобы открыто заниматься оппозиционной деятельностью. Это также приводит к тому, что кадрово оппозиция не усиливается.

Лукашенко за это время создал самую мощную силовую контролирующую систему, в которую вложены громадные средства.
Но даже в таких условиях оппозиция в Беларуси сохранилась. И при определенных условиях, снижении давления у нее есть люди и инфраструктура, чтобы выполнять задачи по многим направлениям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЛицом к лицу ❯ Анатолий Лебедько: Оппозиция не должна быть пушистой и травоядной