Северинец: Демократические силы со всеми должны говорить единым голосом, а не по отдельности

Сергей Крымов, UDF.BY
22 октября 2014, 11:22
Сопредседатель оргкомитета по созданию партии "Белорусская христианская демократия" Павел Северинец считает, что выборы 2010 года показали бесперспективность участия в президентских кампаниях по одиночку. И с белорусским народом, и с режимом, и с Западом, и с Москвой демократические силы должны разговаривать единым голосов, заявил он в интервью в интервью UDF.BY.

- В начале года БХД отказалась от выдвижения своего претендента в президенты ради координации переговоров по избранию единого кандидата. Как считаете, задуманное тогда было провалено, ведь реальных результатов пока нет?

- На самом деле, процесс идет, и шансы на соглашение остаются. Есть пять страниц текста процедуры выдвижение единого кандидата и с соглашения об этом. Они согласованы. 22 октября у нас состоится встреча, на которой согласуем то, что касается сценариев кампании, критериев к единому кандидату.

Я все-таки верю, на более чем 50%, что единый будет. Пока нельзя сказать, что переговоры провалены.Скорее можно говорить, что процесс неоправданно затянулся, это факт. На самом деле, ответственность должна была подтолкнуть лидеров договариваться быстрее, более энергично, чтобы не было чувства всеобщей вялости и равнодушия к жизни.

- А кто и что были виновны в затягивании процесса переговоров?

- Есть внутренние причины, которые касаются ответственности или безответственности лидеров. Есть и внешние, связанные с политикой той или иной страны, или политикой внутренних сил, которые препятствуют процессу переговоров.

Известно, что единую оппозицию режим видеть не хочет.

- До выборов остается всего год, конкретные персоналии обществу не представлены. Может быть, стоило перейти на двухсторонние, трехсторонние переговоры, чтобы эти персоналии появились. Им бы, возможно, было бы легче договориться между собой.

- На самом деле, 2010 год показал бесперспективность выдвижения поодиночке. С белорусским народом, режимом, Западом, Россией демократические силы должны разговаривать одним голосом. Если один – за санкции, второй – за бойкот, третий – за диалог, то тогда не только обычный белорус, но и активисты запутаются, что делать. Потому позиция должна быть единой.

Сложность переговорам придает и то, что в Беларуси нет нормальных выборов, а избирательные кампании режим использует для своей легитимизации. Как оппозиции использовать эту кампанию, также, скажем так, вопрос действий с нашей стороны.

- Заявления о том, что оппозиционные структуры вот-вот должны договориться по единому кандидату, звучат уже который месяц. Как считаете, хотя бы до конца года удастся достичь согласия?

- Думаю, даже быстрее. Частота встреч, на которых присутствуют представители всех семь структур, участвующих в переговорах, позволяет на это надеяться. Если бы люди не видели в этом смысл, они разбежались бы значительно раньше.

Мне кажется, что у большинства тех, кто присутствует на встречах, желание договориться есть. По большому счету, если договориться не удастся, мы может много потерять. Демократические силы перестанут быть субъектом, Запад может принять решение разговаривать напрямую с Лукашенко, Беларусь можем потерять поддержку правозащитников, независимых СМИ.

Если мы не умеем договариваться, зачем нас поддерживать? Это вопрос ответственности за страну, людей, которые находятся в демократическом движении. Договориться – на сегодня задача номер один для демократических сил.

Ясно, что сегодня демократические силы находятся не в лучшем положении, что режим 20 лет работал над их разрушением и дискредитацией. Но все, кто жив и движется, на мой взгляд, должны объединиться и выучить одну команду и стратегию.

- Можете назвать хотя бы тройку лиц, готовых реально взять на себя ответственность стать единым кандидатом хотя бы, например, в качестве дублера Статкевича?

- Я не могут говорить за каждого лично, может быть, они еще не приняли окончательного решения. Но обсуждаются фамилии Милинкевича, Лебедько, Некляева. Есть также несколько фамилий, которые периодически всплывают и озвучиваются: Логвинец, Федынич, другие.

- Как считаете, за это год оппозиция приблизилась к достойному и положительному участию в президентской кампании 2015 года или отдалилась от этого?

- Очевидно, что приблизилась. Так можно сказать по тому, как проходили встречи. Раньше садились за стол и большую часть времени занимались взаимными обвинениями по текущим проблемам, действиям или бездействию. Сейчас, надо сказать, разговор более конструктивный и предметный. Я не готов дать руку или голову на отсечение, что мы вот-вот договоримся, и все пойдет замечательно. Но если бы я не верил в возможность единства, я бы за это не брался.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиЛицом к лицу ❯ Северинец: Демократические силы со всеми должны говорить единым голосом, а не по отдельности