Что принесет Рижский саммит?

Эдуард Геваркин, UDF.BY
21 мая 2015, 01:26
В четверг и пятницу в латвийской столице пройдет саммит инициативы Европейского союза "Восточное партнерство". Как стало известно в среду, Беларусь на саммите представит министр иностранных дел Владимир Макей.

Вручая официальное приглашение Беларуси, государственный секретарь Министерства иностранных дел Латвии Андрейс Пилдеговичс подчеркнул, что "Рижский саммит предоставит возможность оценить достигнутый прогресс с момента предыдущего саммита "Восточного партнерства", который прошел в Вильнюсе осенью 2013 года".

Планируется, что в Риге будет обсуждаться развитие политики "ВП" и сотрудничество между ЕС и государствами-партнерами "ВП" в рамках двустороннего и многостороннего взаимодействия.

Реализация инициативы началась в мае 2009 года. Одна из основных целей "ВП" - способствовать созданию политической ассоциации и экономической интеграции ЕС с восточными соседями. В программу "Восточного партнерства" входят шесть постсоветских государств – Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. У программы ВП есть два направления: двустороннее (включает в себя двустороннее сотрудничество ЕС и государств-партнеров) и многостороннее (предоставляет общую платформу для сотрудничества стран ЕС и Восточного партнерства в ряде областей).

Первый саммит ВП состоялся в 2009 году в Праге (Чехия), второй — в 2011 году в Варшаве (Польша), третий — в 2013 года в Вильнюсе (Литва).

Официальные белорусские власти скептически относятся к программе, хоть и не отказываются от участия в ней. В свою очередь, представители третьего сектора считают, что польза есть.


Обществу полезно, власти - нет

"Гражданскому обществу, простым гражданам Беларуси программа "Восточное партнерство" представляется нужной и полезной, - говорит руководитель Правозащитного центра "Весна" Алесь Беляцкий. - Благодаря этой программе белорусы могли бы в перспективе ездить в Европу без виз. А гражданское общество Беларуси является естественным партнером Европейского союза, поскольку мы разделяем одни и те же ценности: уважение к человеку, к демократии и правам человека".

По его мнению, белорусы должны определиться: является Беларусь европейской страной, а мы - европейским народом, или с цивилизованным миром нам не по пути...

"Вот это и будет наш ответ на вопрос: нужна ли Беларуси программа "Восточного партнерства", надо ли в ней участвовать", - считает Беляцкий.

Что касается белорусских властей, то у них своя позиция.

В большей степени они хотели бы видеть в программе ни что иное, как очередную возможность заработать. "Официальный Минск рассматривает "Восточное партнерство" в качестве кредитной программы, возможности поддерживать свою постсоветскую модель экономики. И ни в коем случае не изменять ничего в самой Беларуси. Если коротко, то - дайте нам деньги и идите куда подальше", - считает Алесь Беляцкий.


"Восточное партнерство" как никому не нужный прект

Многие эксперты полагают, что восточное измерение европейской политики соседства, чем собственно и является "Восточное партнерство" нуждается в реформировании. Впрочем, это не означает, что программу следует закрыть, ведь ее замысел не так уж плох, просто не получилось исполнение.
Так, доктор политических наук Павел Усов уверен, что "Восточное партнерство" не соответствует тем вызовам, с которым сегодня столкнулась Европа.

"Данный проект создавался как выражение пассивной политики по отношению к странам Восточной Европы, - говорит политолог. - Сегодня ЕС необходим активный проект, а для активной политики у Европы нет ни политической воли, ни ресурсов".

Поэтому, полагает он, реформирование "Восточного партнерства" в границах "пассивного геополитического подхода", который выражается в словах "поддержка демократии и трансформации" - ничего не даст.

На сегодняшний день "Восточное партнерство", как проект, никому не нужен. Но для Брюсселя его наличие остается хотя бы минимальным признаком того, что у ЕС есть "восточная политика".

Что же надо сделать для того, чтобы программа эффективно работала?

"Восточное партнерство" должно стать мостом в Европейский союз, а не забором перед интеграцией, - говорит Усов. – Программа должна направить основные усилия на поддержку тех государств Восточной Европы, где осуществляются шаги на пути демократизации - Молдовы, Украины, Грузии".

Кроме этого, участие в программе должны заметить и простые люди. В частности, членство государства в "Восточном партнерстве" должно гарантировать населению максимально упрощенное перемещение по ЕС. Другими словам «Восточное партнерство» должно стать облегченным вариантом европейской интеграции.

И, главное, полагае Усов, "Европа должна перестать заигрывать с политическими режимами, отказавшимися идти по пути демократизации - Азербайджаном, Арменией и Беларусью, тем более учитывая, что две последние республики интегрируются в иной проект".


Не тот вектор

Официальный Минск видит "Восточное партнерство" в перспективе переформатированным. Такое мнение на недавней встрече с еврокомиссаром по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнесом Ханом высказал президент Беларуси Александр Лукашенко.

"Надо всячески избегать, хотя нам в последнее время это удается, развивать партнерство не против кого бы то ни было, а за сотрудничество, - глава государства. - Мы не для этого создаем наше измерение. Мы его создаем для того, чтобы улучшить жизнь людей и обезопасить европейский континент".

Белорусский президент по-прежнему является в западном мире нерукопожатной персоной. И хоть уже ходят разговоры, что Александр Лукашенко не является уже последним диктатором Европы, его все равно не хотят видеть в европейских домах.

Впрочем, подобные мероприятия, как минский саммит, прошедший в нормандском формате, а также рижский саммит "Восточного партнерства" являются хорошей возможностью встретиться с коллегами самого высокого ранга.

Если в первом случае Александру Лукашенко некуда было деться, ведь он выступал хозяином встречи по урегулированию конфликта в Украине, то от посещения Риги он решил отказаться. Хотя президент Латвии Андрис Берзиньш заявлял, что готов провести официальную встречу со своим белорусским коллегой, если тот готов прибыть на саммит "Восточного партнерства".

По мнению депутата Верховного Совета 12-го созыва Сергея Наумчика, "Лукашенко воспринимает Запад (и Европу в частности) как перманентного врага, с которым ему хочешь-не хочешь приходится быть в соседстве и даже сотрудничать, а также просить деньги. Поэтому для него (что бы ни говорил его министр Владимир Макей) западный вектор не являются приоритетным".

А вот в Россию он готов ехать лично при малейшей возможности, чтобы при любом поводе напомнить о себе. Даже, обращает внимание Наумчик, его регулярные поздравления российским деятелям культуры, среди которых далеко не все настоящие мастера, о многом говорит.

"Мне не известно ни одного поздравления Лукашенко деятелям европейской культуры - польским, литовским, немецким, французским и т.д. Это, конечно, пример с совсем не дипломатической сферы, но он прекрасно иллюстрирует вектор интересов Лукашенко, в котором движется и подчиненная ему дипломатия", - подчеркнул экс-депутат парламента.

Будет ли какой-нибудь прорыв на европейском направлении после рижского саммита, скоро узнаем. По крайней мере, хотелось бы, чтобы белорусские власти взглянули на "Восточное партнерство" иначе, и видели бы в Европейском союзе реального партнера, а не субъекта потенциальным сближением с которым можно шантажировать "старшего брата".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Что принесет Рижский саммит?